14 ноября, четверг
 

Сайтоу
Административная система Японии

Темой моей лекции является «административная система Японии» , изложение которой будет разделено на 4 части. В начале я думаю вкратце дать объяснение о стране, назывыемой Япония, и коснуться ее истории, затем перейти к историческому обзору политической структуры, и рассказать по порядку о нынешней политической структре и ее руководящих принципах, а также о кабинете министров, являющимся высшим органом исполнительной власти, о составе административного аппарата, о муниципалитетах и о реформах административной системы.

О Японии:
(1) Страна, называемая Японией

Мы обычно зовем свою страну « Ниппон». Иероглифы, используемые в этом слове обозначают «место, где восходит солнце», то есть восток. На международном уровне, общепринятым наименованием является «Джапан», так Японию называют на английском языке. На русском языке – Япония. Как, кстати, Япония произносится на узбекском языке ? Слово «Джапан» происходит от «Джипангу» (Jipang). Так в 13 веке назвал страну итальянский путешественник, охарактеризовав ее как страну, богатую золотом и драгоценностями. На деле он ошибался. Как известно, Узбекистан занимает шестое место в мире по добыче золота, и он богат еще и другими природными ресурсами. Поэтому, я думаю, что выражение «страна, богатая золотом и драгоценностями» больше подходит Узбекистану. Так, видимо, охарактеризовали Японию потому, что по мировозрению тех времен, имелась идеальная страна где-то на окраине мира. Если смотреть с Европы, Япония являлась чересчур отдаленной страной.

(2) Географические особенности
Я только что сказал, что Япония находится на окраине мира. Давайте посмотрим по карте, где она находится. Расстояние от Ташкента до Токио, столицы Японии, составляет около 6000 км.
Япония окружена со всех сторон морем и состоит из четырех больших островов и группы мелких островов. Площадь ее составляет 377,718 км2, что соответствует приблизительно 80 % площади Узбекистана. Население – 126 млн.человек, то есть в 6 раз больше, чем в Узбекистане.Почти вся территория занята горами, и на равнинах между горами и морем проживает основная масса населения.

(3) История

А. Внедрение иностранных систем
Япония является островным государством, географически отдаленным от континента. Эта отдаленность от материка и явилась фактором формирования своеобразной культуры. Однако нельзя сказать, что культура Японии развивалась в полной изоляции от других культур. Наоборот, все лучшее, что есть в других странах, активно принималось во внимание, внедрялось и впитывалось в себя. Приведу один пример. В Японии главным продуктом питания является рис. Выращивать рис на заливных полях начали с 3 века до нашй эры, и этот метод перенесен в Японию с юга по островам. В стране используется японский язык, а в письменности применяются иероглифы « Кандзи » и две слоговые азбуки – хирагана и катакана. Иероглифы появились в Китае и были перенесены в Японию через Корею. Слоговые азбуки – хирагана и катакана - были созданы на базе этих иероглифов. Кстати сказать, первый слог слова «Кандзи – иероглифы» обозначает китайскую династию, существовавшую во втором веке до н.э. В Японии основной религией является буддизм. Буддизм, зародившийся в Индии в середине 6 века, распростронился в Японии, пройдя через Центральную Азию, Китай, Тибет и Корею.
Помимо этого, с начала 7-ого века, в Китай более 10 раз направлялись посланцы, которые вводили в Японию элементы политической и правовой систем и культуры Китая. На основе этих законов, был составлен свод законов, который служил в течение долгого времени основой правовой системы Японии. Также и при строительстве столицы, китайский столичный город стал образцом для Японии.

Б. Запрет иностранного мышления
Как было сказано выше, Япония постоянно старалась учиться у иностранных государств. Однако был период, когда Япония наложила запрет на все контакты с иностранными государствами. Это был период закрытых дверей, который началася в 1641 году и продолжался в течение 300 лет. Говорят, что это произошло из-за опасения распространения христианства западно-европейскими странами.

В. Период Мэйдзи.

(а) Давление со стороны иностранных государств.
300 летная закрытая политика Японии была разрушена давлением извне. Державы Европы и Америки приступили к колонизации стран восточной Азии и потребовали открытие Японии. В частности, американский военный флот прибегнул к угрозам, выставив мощь своего современного снаряжения. Споры о том, начать ли войну, перешли к спорам о политической форме и закончились гражданской войной. В результате гражданской войны власть сегуна была возвращена императору.

(б) Ввод политической структуры западных стран.
С целью преодоления 300 летней отсталости, Япония начала активно внедрять систему и технику Европы и США. При установлении Конституции, определяющей структуру правления государством, были изучены конституции западных стран, и в качестве примера была принята прусская Конституция.

(в) Императорская власть
Введенная в 1889 году Конституция Великой Японской Империи провозгласила в первую очередь императорскую власть. По системе императорской власти, императора считали священным и божественным, и он обладал всей реальной властью правления государством. Останавлюсь немножко подробнее на содержании этой императорской власти. В первую очередь о парламенте: Парламент был органом, который только дополнял императора. Нижняя палата двухпалатной системы составлялась из представителей, избранных путем выборов, а верхняя палата - палата пэров - из членов императорской семьи и дворянства. Император обладал правом роспуска палаты представителей, а также правом лично давать распоряжения. В плане государственной администрации, император обладал правом свободно устанавливать административные системы, а также назначать или смещать чиновников. Суд проводился от имени императора. Судебные разбирательства по административным вопросам проводились в особом порядке в административных судах. Но число вопросов, по которым можно было возбуждать дела, было ограниченным, и процедура возбуждения дела еще не была налажена. Помимо этого, император был наделен правом верховного командования сухопутными и военно-воздушными войсками.
Что касается человеческих прав населения, то имелось несколько положений, как, например, право свободы, но они были подвластны ограничению на основе законов.

(г) Правовая система.
Не только Конституция, но и другие законы были приняты по образцам иностранных государств. Уголовное право 1980 г. опиралось на уголовный кодекс Франции, а уголовное право 1907 г. было образовано с учетом германской юриспруденции. Также обстояло дело и с гражданским правом, где моделью, в начале, было французкое право, а затем – германское.


Г. Поражение в войне и послевоенные реформы.

(а) Безоговорочная капитуляция.
В период Второй мировой войны, Япония заключила трехсторонний договор с Германией и Италией, но потерпев поражение в войне против союзных войск, безоговорочно капитулировала в 1945 г. Союзные войска оккупировали Японию, и таким образом Япония впервые испытала оккупацию.
В начале предполагалось, что оккупационная политика будет проводиться через Дальневосточную комиссию, состоявшую из представителей таких стран, как США, Англия, Китай, СССР и др., но, со временем, американские войска захватили власть в свои руки и стали вести единоличное управление.

(б) Послевоенные реформы.
В начальном периоде оккупационная политика США заключалась во внедрении «демократизации» во всех сферах. Однако, в обстановке холодной войны появлялись моменты, когда это направление несколько корректировалось.

Перейдем теперь к обзору демократизации.

Демократизация заключалась в принятии таких мер, как изгнание с общественных постов военных людей, внедрение демократической полицейской системы, реформа системы местного самоуправления, роспуск концернов, поощрение профсоюзов, ликвидация помещичьего землевладения, реформа системы образования, отделение религии от государства, демократизация средств массовой информации, реформа правовой системы и т.п.

Среди всех этих мер, наибольшее значение имел пересмотр Конституции.

Д. Принятие Конституции Японии.

Конституция Японии была обнародована в 1946 г. и была введена в действие в 1947 г. В этом году исполняется ее 50 летие.
Ее важнейшими положениями стали: признание высшей власти народа, основных прав человека и принципа мира - «пацифизм».

(а) Суверенитет народа.
Самое крупное изменение в новой Конституции – это переход от императорской власти к суверенитету народа. Император стал символом государства и единства народа. Император осуществляет только такие предусмотренные Конституцией действия, которые относятся к государственным делам, но он уже не может вмешиваться в государственное правление. При исполнении даже таких функций, император может предпринимать действия лишь по совету и с одобрения Кабинета министров.

(б) Структура правления
Я обьяснил, что императорская власть заменилась суверенитетом народа.
Суверенитет народа означает, что право принятия окончательных решений принадлежит народу. Однако, пока что на деле разные люди не могут каждый день принимать решения по отдельным вопросам, и поэтому выбирают людей, представляющих мнение народа, и им доверяют ведение политики. Эта система называется системой представительной демократии. Конечно, бывают случаи, когда народу лучше непосредственно высказать свою волю. Тогда становится необходимой система непосредственного изъявления воли. Такая система называется системой непосредственной демократии.
Политическая структура была полностью переорганизована с учетом суверенитета народа, и был принят принцип разделения власти. Разделение власти является одним из принципов управления современным государством. Государственная власть подразделяется на законодательную, исполнительную и судебную, применение которых поручено народом отдельным органам. Благодаря разделению власти, поддерживается взаимное сдерживание и равновесие, предотвращается злоупотребление властью и ущемление прав и свободы народа.


Система гарантии суверенитета народа.
А. Активное избирательное право.

Активное избирательное право продоставлено гражданам в возрасте от 20 лет. По старой Конституции, женщины не обладали этим избирательным правом, а мужчинам оно было предоставлено только с 1925 года.

Б. Пассивное избирательное право

Признано, также, и пассивное избирательное право, однако, в зависимости от вида общественной должности, имеются ограничения в возрасте. От 25 лет - для палаты представителей, от 30 - для палаты советников, от 25 лет - для префектуральных ассамблей, от 30 лет - для губернатора, от 25 лет - для муниципального собрания нижнего звена и от 25 - для мэров.

В. Референдум об изменении Конституции.

Проект Конституции может быть принят только определенным путем, посредством референдума и при согласии большинства граждан. Такой референдум является требованием системы непосредственной демократии.

Г. Всенародная аттестация судей Верховного суда.

Судья Верховного суда, после своего назначения, должен получить всенародную аттестацию. Эта аттестация основывается на голосовании каждого гражданина. Это тоже является требованием системы непосредственной демократии.

Д. Право петиции

За гражданами признано право петиции к органам государственной и муниципальной властей по таким вопросам, как принятие и пересмотр законов, возмещение ущерба, отстранение государственных и муниципальных служащих от должности и т.д. Однако, данная петиция не имеет обязательной силы для органа, применявшего ее.

Е. Право требования государственного возмещения.

Пострадавшим от ущерба в результате незаконных действий государственных и муниципальных служащих, гарантировано право требования возмещения от ущерба.


Разделение власти

А. Смысл разделения власти.

Я бы хотел объяснить взаимосвязь суверенитета народа с властю.
Народ, обладающий суверенитетом, выбирает представителей путем выборов. По отношению к органам исполнительной власти, он выражает свое мнение в виде общественного мнения, а к органам судебной власти – в виде всенародной аттестации судей Верховного суда.
Теперь перейдем к взаимосвязи между парламентом, являющимся органом законодательной власти, кабинетом министров, являющимся органом исполнительной власти и судом, являющимся органом судебной власти.
В первую очередь коснусь отношения между парламентом и кабинетом министров. Это отношение характеризуется парламентско-кабинетной системой. Согласно этой системе, премьер-министр, являющийся главой кабинета министров, назначается парламентом из числа депутатов.Премьер-министр, в свою очередь, назначает государственных министров, которые, в большинстве своем, должны быть депутатами парламента. Кабинет министров несет коллективную ответственность перед парламентом. Палата представителей может выразить недоверие кабинету. В этом случае кабинет должен выйти в отставку в полном составе, либо осуществить роспуск палаты. Что же касается отношения между парламентом и судом, то здесь суд имеет право провести экспертизу принятого парламентом закона на предмет соответствия Конституции. Парламент, со своей стороны, имеет право учредить суд импичмента, который может смещать судей. И, наконец, об отношении между Кабинетом министров и парламентом. Кабинет министров представляет председателя Верховного суда и назначает других судей, а суд проводит юридическую экспертизу мер и решений, принятых органами исполнительной влати.
Хорошо ли на деле функционирует эта система разделения власти? Тут нужно признать, что вследствие разрастания административной структуры, исполнительная власть обладает преимущественными полномочиями, по сравнению с другими властями. Теперь хочу немножко остановиться на парламенте и суде, и затем будет дано объяснение по органам исполнительной власти.

Б. Парламент.

Парламент состоит из палаты представителей и палаты советников. Обе палаты формируются из депутатов путем всеобщих выборов. Парламент является верховным органом государственной власти и единственным законодательным органом государства. Выражение «верховный орган» государственной власти отнюдь не означает, что он обладает господствующими полномочиями над органами исполнительной и судебной властей. В политической системе, этим выражением подчеркивается, что парламент является единственным органом, связанным с народом через выборы. Под выражением «единственный законодательный орган» подразумевается, что, в принципе, законодательными полномочиями обладает только парламент и что законы принимаются только решением парламента. Конечно, не допускается принятие законов , противоречащих Конституции. Как исключение данному принципу, право принятия правил предоставлено обеим палатам и Верховному суду, а также право принимать постановления – муниципалитетам. Исполнительными органами могут устанавливаться только те правила, принятие которых им поручено на основе законов.

(а) Палата представителей.

Палата представителей формируется из 500 депутатов. Из них 300 депутатов выбираются из 300 малых избирательных округов, на которые разделяется вся страна, а остающиеся 200 депутатов – из 11 больших избирательных округов, пропорционально числу голосов, набранных каждой политической партией. Депутаты палаты представителей избираются на 4 года, но они могут быть смещены до истечения срока.

(б) Палата советников.

Палата советников формируется из 252 депутатов сроком на 6 лет. Из них 100 депутатов выбираются пропорционально числу набранных каждой политической партией голосов, а оставшиеся 152 депутатов – из многомандатных округов, единицами которых являются префектуры. Каждые 3 года переизбирается половина депутатов, и для этой палаты нет роспуска.

(в) Превосходство палаты представителей.

Поскольку принята двухпалатная система, бывают случаи, когда мнения в двух палатах расходятся. Поэтому, Конституцией определено, что Палата представителей имеет превосходство в принятии решений, как, например, вынесение резолюции по законопроектам, бюджету, или назначение премьер-министра. Основанием для этого считается то, что палата представителей теснее связана с народом. В парламенте имеется несколько вспомогательных органов, которые поддерживают его деятельность. Государственная парламентская библиотека является одним из этих органов, и она предоставляет парламенту такие услуги, как оценка законопроекта, экспертиза законодательства , экспертиза правовой системы и т.д.

В. Суд.

Иерархия судебных органов имеет трехинстационную структуру: Верховный суд, высшие суды и районные суды. Помимо этого имеются еще семейные суды и суды с укороченным делопроизводством. Верховный суд – конечно 1, высшие суды – в 8 местах, районные и семейные суды - в 50 местах, и суды с укороченным делопроизводством - в 448 местах.

3.Кабинет министров.
Структура кабинета министров.
Исполнительная власть принадлежит кабинету министров. Как было сказано выше, премьер-министр выдвигается парламентом. В течение продолжительного времени премьер-министром назначался лидер политической партии, имевшей парламентское большинство, но в 1993 году, несколькими политическими партиями впервые был создан каолиционный кабинет.
Кабинет министров несет коллективную ответственность перед парламентом. Кабинет формируется из государственных министров и возглавляется премьер-министром. Премьер-министр и другие министры должны быть гражданскими лицами. Термин «гражданское лицо» предполагает, что это - лицо, не бывшее в прошлом профессиональным военным или носителем милитаристкой идеологии, и не состоящее на службе в силах самообороны. Данный термин усиливает принцип пацифизма, определенный Конституцией. Премьер-министр назначает министров. Согласно положениям закона о кабинете министров, число министров не должно превышать 20, но на деле не было случая, когда министров было менее 20. Более половины назначаемых министров должны быть избраны из числа депутатов парламента. На практике, почит все министры были депутатами парламента, но в последнее время появились примеры привлечения ученых, судей, вышедших в отставку и т.д.
принятие решений кабинетом министров. Кабинет-министров, состоящий из премьер-министра и других министров, является коллегиальным органом. Поэтому решения принимаются единодушно на совещании, называемом «заседанием кабинета». Единодушное принятие решений обосновывает солидарную ответственность кабинета министров перед парламентом. Присутствие возражающего министра означает разобщенность кабинета, и это может стать поводом для привлечения к ответственности перед парламентом. Заседания кабинета министров проводятся в закрытом порядке. Имеются регулярные заседания, проводимые 2 раза в неделю, чрезвычайные заседания и заседания с обходом, где решения принимаются без совещания, а в результате опроса каждого министра.

Вспомогательные органы.

При кабинете министров имеются секретариат, юридическое управление, государственная палата по делам кадров и совет национальной обороны, которые созданы с целью оказания поддержки его деятельности. Секретиариат кабинета министров выполняет такие работы, как упорядочение принятых решений, общая координация, сбор информации. Функции секретаря выполняет государственный министр. Юридическое управление занимается экспертизой и составлением законопроектов и постановлений. Государственная палата по делам кадров занимается руководством кадрами государственной службы. Все лекторы, исключая меня, принадлежат к государственной палате по делам кадров. Совет национальной обороны является органом, рассматривающим вопросы обороны.

Функции кабинета министров.

Кабинет министров выполняет нижеследующие функции:
Общее ведение государственных дел (исполнение общих административных дел)

Добросовестное проведение в жизнь законов и скоординированное выполнение государственных дел

Проведение внешней политики

Заключение международных договоров

Организация и руководство государственной службой (исполнение формальностей связанных с государственными служащими)

Составление бюджета и представление его парламенту

Принятие постановлений (издание правительственных указов)

Принятие решении об амнистиях

Предоставление советов императору и одобрение его действий, относящихся к делам государства

Выдвижение председателя Верховного суда и назначение других судей.

Роспуск палаты председателей.

Премьер-министр

Премьер-министр, как глава кабинета-министров, может назначать министров, смещать их по своему усмотрению, а также обладает правом согласия на привлечение министров к судебной ответствнности. Помимо этого, премьер-министр обладает правом представительства кабинета и правом контроля административных органов, т.е. ему поручены широкие полномочия с целью обеспечения сплоченности кабинета.

Органы исполнительной власти Японии
Канцелярия премьер-министра и министерства

Административный аппарат страны имеет систематичную структуру и состоит из органов исполнительной власти, осуществляющих, под общим контролем кабинета министров, определенную уполномоченную деятельность. В соответствии с Законом о структуре государственного административного аппарата, органы исполнительной власти центрального правительства включают канцелярию премьер-министра, министерства, советы и управления и организационную структуру, сфера деятельности которых определена законодательством. Законы устанавливаются парламентом. Это означает, что кабинет министров не может изменить эту структуру по своему усмотрению.
Законы, определяющие структуру органов исполнительной власти и их сферы деятельности, называются учредительными законами. В этих учредительных законах определено только общее содержание деятельности каждого органа, что обеспечивает гибкий подход в новых ситуациях. С другой стороны, это иногда становится причиной возникновения борьбы за полномочия между министерствами.
Канцелярия премьер-министра, а также министерства, учреждены в качестве органов, осуществляющих административные функции под общим контролем кабинета министров, а советы и управления созданы, как независимые учреждения при министерствах и канцелярии. Главой концелярии премьер-министра является премьер-министр, который назначает глав министерств из состава государственных министров.
Тот факт, что государственные министры совмещают свои функции с функциями министра того или иного министерства, обеспечивает тесную взаимосвязь между кабинетом министров, министерствами и управлениями. Однако с другой стороны, часто указывается тот факт, что когда государственный министр занимает пост министра того или иного министерства, он начинает представлять только интересы своего министерства. К тому же, по парламентско-кабинетной системе, принятой в стране, кабинет министров в значительной мере зависит от политической ситуации в парламенте. Продолжительность существования кабинета составляет в среднем 2-3 года, что является сравнительно коротким сроком. Поэтому министру приходится идти в отставку именно тогда, когда он начинает привыкать к работе главы министерства, и он не может в полной мере проявить себя как руководитель. Министр того или иного министерства проводит общее руководство по деятельности своего органа и контролю служебных обязанностей служащих. Кроме того, он наделен правом составления законопроектов и правительственных указов, принятия нормативных актов и выдачи указаний нижестоящим органам. Теоретически, все министерства находятся на равных правах, но на практике считается, что исходя из своей истории и содержания полномочий, Министерство финансов, МИД, Министерство внешней торговли и промышленности и Министерство по делам самоуправления распологаются на более высоком уровне, по сравнению с другими министерствами и ведомствами. Такие министерства, как Министерство финансов, Министерство внешней торговли и промышленности, Министерство самоуправления, Министерство строительства, Министерство транспорта и Министерство здравоохранения и соц.обеспечения, имеют характер министерств, определяющих направления политики, и естественно, что они обладают мощными полномочиями и крупным бюджетом. Можно сказать, что среди вышеуказанных министерств, Минфин, определяющий размер бюджета каждого министерства, по своей сути стоит выше других министерств.

Советы и управления

Советы и управления являются независимыми органами при министерствах и канцелярии премьер-министра. В случае особой необходимости, государственный министр может быть назначен начальником совета или управления. В настоящее время существуют 8 управлений и один совет, возглавляемые государственными министрами. Советы, от которых требуются политическая безпристрастность и специализация по той или иной сфере, создаются в том случае, когда в связи с характером деятельности необходимо частично сочетать юридические и законодательные полномочия.
Управления представляют собой органы, учреждаемые с целью отдельного ведения объемных, практических и осуществляемых по определенной процедуре дел, ведение которых на уровне министерств считается неподходящим.

Помощник главы

В качестве помощника министра, или начальника управления, являющегося государственным министром, в министерствах и управлениях имеются заместители министров. Существует 2 зам.министра. Один – это зам.министра политического назначения, называемый парламентским зам. министром. Другой – административный зам.министра, которым становится лицо, стоящее на высшем посту среди всех служащих данного административного органа. В каждом министерстве имеется одно место для парламентского зам.министра, за исключением Минфина, МИТИ и Министерства сельского, лесного и рыбного хозяйств, где предусматривается 2 места для парламентских зам. министров.
Административный зам. министра отвечает за координацию деятельности внутри своего министерства или управления. Перед заседанием кабинета министров проводится собрание заместителей министров, где осуществляется координация между министерствами.

Внутренные органы

В канцелярии премьер-министра и во всех министерствах должны быть установлены секретариат и департаменты, как внутренные органы. Кроме того, в соответствии с необходимостью создаются бюро и отделы.

Секретариат, департамент и бюро создаются правительственным указом.

А. Секретариат и департаменты

Секретариат находится, по своему статусу, выше департаментов и отвественен за внутренную координацию, комплексное планирование, кадровые вопросы, бюджет и распространение информации о деятельности министерства. Департаменты создаются по вертикальной структуре (по отраслям) с целью предотвращения конкуренции за полномочия внутри министерства или управления. Все органы исполнительной власти прилагают усилия к сдерживанию увеличения числа секретариатов и департаментов, благодаря чему общее количество секретариатов и департаментов органов исполнительной власти не изменилось за последние 10 лет, и их число составляет всего 128. При создании нового секретариата или департамента, необходимо придерживаться принципа «разрушить старое и создать новое», то есть ликвидировать один существующий департамент и взамен создать новый.
Бюро создаются с целью укрепления функций определенных отделов путем предоставления самостоятельности.

Б. Отделы

Отделы, которые являются самой минимальной единицей по ведению дел, учреждаются при секретариатах и департаментах. Отдел состоит из начальника отдела, начальников секций и сотрудников. Число сотрудников обычно составляет около 10 чел. Практическая работа министерств и ведомств проводится, в основном, отделом. Отдел занимается разнообразной деятельностью, начиная от составления планов о политических направлениях, вплоть до работы, связанной с лицензиями, дотациями и административным руководством.

В. Процесс принятия решений

Как следует из вышесказанного, проявляется линия: начальник секции – начальник отдела – начальник управления – начальник департамента – зам.министра – министр. В одном министерстве существуют несколько линий, складывающихся, в целом, в огромную пирамидальную форму. Обычно принятие решений того или иного министерства и управления производится по этой линии. То есть, под руководством начальника отдела, разработка проектов, связанных с политическими курсами, проводится главным образом зам.начальником отдела в сотрудничестве с начальниками секций и сотрудниками отдела. Разработанные законопроекты, с одобрения начальника отдела, будут представлены на рассмотрение заинтересованных департаментов и управлений данного министерства. После этого, этот проект обсуждается на внутриминистерском собрании и принимается как проект политического курса, разработанный на уровне министерства. Далее, проект, по общему соглашению заинтересованных министерств и ведомств, представляется на рассмотрение кабинета министров. Такой метод называется системой решения путем опроса. Система решения путем опроса имеет свои плюсы и минусы. Достоинством здесь является то, что при этой системе, в процессе определения политического курса, могут участвовать все заинтересованные лица. С другой стороны, недостатками являются: снижение эффективности и трудность в определении ответственности. Однако, если принятие решений будет осуществляться только по этим линиям, то может возникнуть такая ситуация, в которой данная система не сможет приспособиться к изменяющимся условиям общества. По этой причине, с целью мобильного и гибкого подхода к составлению проектов, учреждаются специальные должности, занятые проведением изучений. Ими могут быть должностные лица на уровне канцелярии, министерств и управлений – т.е. лица, отвественные за общую координацию в секретариате, дерпатаментах и управлениях, или на уровне отделов и секций, специалисты по общей координации.

Г. Консультативные советы

Кроме того, важными органами являются консультативные советы. Консультативные советы создаются на конечной стадии определения политического курса министерства, с целью принятия во внимание мнения широких слоев населения. Общее количество их достигает 217. Членами советов обычно избираются научные сотрудники и известные специалисты, и бывает случаи, когда какое-либо лицо является членом нескольких советов.

Д. Другие органы

Помимо консультативных советов, при министерствах и управлениях могут также создаваться такие учреждения, как совещания, экзаменационные помещения, НИИ, учебные и тренировочные заведения, медицинские учреждения и др. специальные учреждения. Для ведения делопроизводства таких учреждений могут создаваться региональные отделения.

Управление общей численностью штата.

Для вышеуказанных органов определяется установленное число штатных сотрудников. В соответствии с законом об общей численности штата, принятым в 1968 году, определены максимальные пределы общей численности госслужащих. Это нацеленно на предотвращение разбухания административного аппарата и увеличение числа госслужащих. К тому же, ежегодно выдвигается программа по сокращению персонала.

В настоящее время общее число госслужаших составляет 1,167,738 чел.

Специальные юридические лица
Кроме вышеупомянутых органов исполнительной власти, одной из разновидностей являются специальные юридические лица, которые являются аналогичными органам исполнительной власти.
Специальные юридические лица создаются законом в том случае, когда деятельность центрального правительства имеет характер предпринимательства, и предпологается, что ведение ими этой деятельности будет проведено более эффективно, чем органами исполнительной власти. Их число достигло 88. В их числе: общественные корпорации, агенства, кредитно-финансовые корпорации и специальные банки.
В настоящее время продвигаются реформы специальных юридических лиц путем их слиянии и ликвидации, обеспечения прозрачности управления их деятельностью, уточнения критериев для их учреждения и т.д.

Местное самоуправление.
основные положения о муниципалитетах.

Конституция гарантирует систему местного самоуправления в соответствии с основными положениями о муниципалитетах. Основные положения о муниципалитетах основываются на двух принципах: первый принцип – самоуправлние жителей. Это означает, что местная администрация должна вести дела в согласии с волей жителей своего административного округа. Второй принцип – групповое самоуправление. Под этим подразумевается, что органы местного самоуправления ведут свою политику в независимости от центральной власти. Так, на основе этих двух взаимодополняющих принципов, осуществляется местное самоуправление.

Виды органов местного самоуправлвения.

Согласно положениям закона о местном самоуправлении, система муниципалитетов строится в два звена: верхнее образует префектуры (четырех категорий), нижнее – города, поселки и сельские общины. В столице страны – городе Токио - имеются специальные районы, приравненные к городам.
Число муниципалитетов в Японии: префектуры («то» «до» «фу» «кэн») – 47, города, поселки и сельские общины - 3232 (города – 666, поселки – 1993, сельские общины – 573). Специальные районы – 23.

Глава муниципалитета

Руководство исполнительной властью осуществляет ее глава: губернатор в префектуре и мэры в муниципалитетах нижнего звена. Губернаторы и мэры избираются жителями, путем прямых выборов. Пассивное избирательное право предоставлено жителям в возрасте от 30 лет - для губернаторов и от 25 лет - для мэров. Как уже было сказано в разделе о центральной власти, глава кабинета министров выдвигается парламентом согласно праламентско-депутатской системе. По отношению к этому можно сказать, что на муниципальном уровне принята президентская система. Такая система принята с целью соблюденния принципа самоуправления жителей и отражения их мнения в администрации.
Главы являются представителями муниципалитетов. Они представляют проекты постановлений в муниципальные собрания, составляют и исполняют бюджет, осуществляют налогообложение на муниципальном уровне и т.д.

(4) Муниципальные собрания.

Депутаты муниципальных собраний также избираются путем прямых выборов. Пассивное избирательное право предоставлено жителям в возрасте от 25 лет - для депутатов муниципалитетов высшего и нижнего звеньев. Муниципальные собрания наделены правом на составление и изменение постановлений, на согласие по кадровым вопросам, по принятию бюджета и т.д. Главы муниципалитетов и муниципальные собрания отделены друг от друга, что обеспечивает взаимное сдерживание и предотвращает перегибы власти.

Задачи органов местного самоуправления.
Задачи органов местного самоуправления разделяются на два вида: собственные и делегированные.
Собственными задачами являются работы, которые должны выполняться муниципалитетами под свою собственную ответственность, как, капример, строительство дорог и водопроводных систем, учреждение школ и больниц, сбор муниципальных налогов и т.д. Под делегированными задачами понимаются государственные дела, которые поручаются главам муниципалитетов. Это широкий круг задач, который включает общественное вспомоществование, пенсионное обеспечение, выдача разрешений на открытие ресторанов и баров. При исполнении делегированных задач, главы муниципалитетов должны находиться под контролем министра соответствующего ведомства. В настоящее время делегированные задачи составляют около 80 % всех работ префектур и 40 % работ муниципалитетов нижнего звена.
Существует мнение, что такой объем превышает возможности муниципалитетов. Поэтому изучается возможность улучшения состояния делегированных задач, вместе с вопросам децентрализации.
В плане финасов, муниципальные налоги покрывают только 40% бюджета муниципалитетов, а остаток покрывается субсидиями государства. Поэтому изучается также и вопрос улучшения финансового состояния. Число муниципальных служащих составляет 3,282,927 человек. Права жителей при местном самоуправлении. На муниципальном уровне внедрен ряд принципов напосредственной демократии. Требование принятия или отмены постановлений может быть представлено в муниципальное собрание при наличии подписей от более чем 150 избирателей. Помимо этого, роспуск муниципального собрания может быть затребован при наличии подписей от свыше одной трети избирателей, смещение губернаторов и мэров – при наличии подписей от свыше одной трети избирателей и ревизия финансово-бюджетной деятельности – при наличии подписей от свыше одной пятидесятой избирателей.

Реформа административной системы.

Административная реформа государства.

А. Смысл административной реформы.

Административные органы находятся в тесной зависимости от социально-экономических изменений. Со временем некоторые из них становятся ненужными или неэффективными. Ввиду отсутствия принципов рыночной конкуренции и сознания себестоимости, административные органы проявляют склонность к постоянному разрастанию. Таким образом, появляется необходимость пересмотра структуры и компетенций административных органов, с целью обеспечения большей эффективности. Это называется административной реформой. Административная реформа проводилась и ранее по результатам работ чрезвычайной комиссии, созданной в 1962 году, и второй чрезвычайной комисии, созданной в 1981 году.
В настоящее время, в рамках вновь созданного заседания по административной реформе, во главе с премьер-министром, проводится изучение вопросов административной реформы.


Б. Реорганизация министерств и управлений.

(а) Изучение в рамках заседания по административной реформе.

В настоящее время, в рамках заседания, проводится изучение вариантов слияния и реорганизации министерств и управлений.

В настоящее время имеются 1 концелярия и 12 министерств и управлений.

(б) Концепция агенств.

Создание агенств является одной из концепций административной реформы, по которой предлагается отделить сферы административных услуг министерств и управлений и создать агенства (независимые административные юридические лица) с целью достижения большей эффективности. Идея этой концепции базируется на примере административной реформы Англии. Само министерство занимается выработкой планов политики, а внешние управления – регулированием и выдачей разрешений, которые входят в сферу исполнительной власти министерств. Этим управлениям соответствуют нынешнее главное налоговое управление, иммиграционное управление, управлвение социального обеспечения и т.д. Вновь созданные агенства будут заниматься сферой общественных услуг, как, например, автомобильная инспекция, регистрация, депозит, прогноз погоды, рекоммендация на работу и т.д.

Б. Дерегулирование.

Регулированием называется вмешательство в деятельность предприятий и населения, осуществляемого для достижения определенных целей. Обычно это вмешательство осуществляется путем выдачи разрешений и санкций. Дерегулированием называется смягчение этих мер. Благодаря дерегулированию, обеспечивается общество со свободной конкуренцией на рыночной основе.

Г. Реформа специальных юридических лиц.

Данная реформа предусматривает свертывание и слияние специальных юридических лиц, необходимость в которых исчезла в связи с изменением обстановки.

Д. Открытость (гласность)

Открытость означает обеспечение граждан, по их требованию, доступом к информации о государствнном управлении. Эта система позволит создать «открытую администрацию», обеспечить справедливость ее работы и установить «право знать». Система эта получила развитие в США. Налагаются определенные ограничения на раскрываемую информациию. Сведения оборонного и коммерческого характера, а также информация об индивидууме и его личной жизни остаются в тайне. Муниципалитеты уже приступили к внедрению системы открытости и с середины 80 годов приняли несколько постановлений в этом направлении. На государственном уровне вопрос об открытости находится на стадии узаконения.
Реформа системы местного самоуправления.

А. Децентрализация.

В 1995 году был принят закон о продвижении децентрализации, по которому, до 2000 года будут достигнуты такие цели, как передача полномочий, упорядочение делегированных задач, финансовая реформа и т.д.

Б. Широкомасштабная администрация.

В связи с расширением сферы жизни жителей и необходимостью повышения эффективности ведения дел, остро встал вопрос о широкомасштабной администрации, которая не будет ограничиваться только одним муниципалитетом.

Широкомасштабная администрация будет осуществляться посредством слияния муниципалитетов низшего звена, или совместного ведения дел в мировом масштабе. Также изучается вопрос о внедрении союзов префектур или областей.

Заключение:

Хочу надеяться, что вы поняли мое объяснение об административной системе Японии. В лекциях я многократно повторял, что Япония активно внедряла культуру и системы других стран, и что на основе этого была сформирована своя собственная культура. Перенесение какой-нибудь иностранной системы без каких-либо изменений не всегда приносит желаемые результаты, но если широко смотреть в мир, то всегда можно найти пример для справки. Как я знаю, сегодня здесь собрались слушатели, которые будут нести на своих плечах завтрашний Узбекистан. Желая вам успехов в работе, хочу закончить свою лекцию.

Спасибо вам большое.

• ЗАКОН © 1999-2019 г. (21.10.99) •
Rambler's Top100 Рейтинг.Сопка.Net
 

Fatal error: Call to a member function return_links() on a non-object in /home2/law/public_html/template/footer_nadzor.inc on line 150