14 ноября, четверг
 

Чжао Кэ
Борьба с коррупцией в правоохранительных органах Китая

Коррупция – общественное явление, представляющее собой использование правительственными чиновниками своих должностных полномочий в корыстных целях. В течение последних десятилетий в Китае длительное время использовалось понятие «неверный стиль». По мере количественного роста должностных преступлений в Китае начало употребляться понятие коррупции, например: коррупция в обществе, коррупция в среде правительственных чиновников, коррупция в правоохранительных органах. Явление коррупции знакомо любой стране и любому обществу. В условиях рыночной экономики и , особенно, в период общественных перемен это явление проступает еще более заметно, различна лишь степень его выраженности. Китай в настоящее время переживает период перехода от плановой к рыночной экономике, развитие рыночной экономики все еще находится на начальном этапе. Изменения в экономическом механизме повлекли за собой огромные перемены во всех сферах общественной жизни, в т.ч. в идеологических представлениях людей. Коррупция, это негативное общественное явление, также с каждым днем усугубляется. Коррупция в правоохранительных органах – типичное его проявление.
Современное состояние коррупции
в правоохранительных органах
Т.н. «коррупция в правоохранительных органах» означает нарушение правоохранительными органами и их сотрудниками в процессе проведения следствия, осуществления надзора, судебной и исполнительной власти соответствующего законодательства и нормативных актов, преследование личных или узко групповых целей ценою предательства государственных и общественных интересов и законных прав других людей; или поведение, не связанное с осуществлением должностных полномочий, но идущее в разрез с требованиями профессиональной морали и наносящее вред безупречной репутации правоохранительных органов.
Коррупция в правоохранительных органах проявляется во многих формах и видах. Основными ее проявлениями являются:
стремление к наживе и нарушение закона, казнокрадство и взяточничество, уклонение от исполнения служебных обязанностей, разложение и упадок, вплоть до сговора с преступными группировками, которые правоохранительные органы покрывают.
Нижеприведенные данные показывают состояние коррупции в правоохранительных органах Китая за последнее десятилетие. За 1987-1991 годы из системы Народных судов КНР за нарушение законности и дисциплины всего было уволено работников судов всех уровней 138 человек, 157 человек понесли уголовное наказание; в 1994 г. , соответственно, 1094 чел. и 47 чел.; в 1996 г. – 1051 и 59 человек. В 1994 г. в системе Народных прокуратур за нарушение дисциплины и законности понесли наказание работники прокуратур всех уровней – 567 чел., в т.ч. против 83 чел. заведены уголовные дела и начато расследование по фактам сговора с преступными группировками; соответственно, в 1995 г. – 768 и 69 чел.; в 1996 г. – 644 и 73 чел.; а в 1997 г. – уже 360 работников прокуратуры понесли уголовную ответственность (1).
За первые 8 месяцев 1998 г. в Народные суды всех уровней поступило 12004 сообщения о нарушениях законности и дисциплины работниками судов, по фактам нарушений заведено 4914 дел, понесли наказание 4701 человек., в том числе к уголовной ответственности привлечен 131 человек, административное наказание понесли 1159 человек, партийным дисциплинарным взысканиям подверглись 239 человек, уволены ввиду несоответствия служебным требованиям 4221 чел.; за тот же период Народные прокуратуры всех уровней завели дела против 1337 своих работников, из них 73 чел. привлечено к уголовной ответственности, 756 чел. понесли другие виды наказаний, уволены ввиду несоответствия служебным требованиям 1644 чел.(2).
В 1998 г. суды КНР возбудили 13731 дело по фактам нарушения законности и дисциплины судьями и другими работниками суда, из них закончено 12626 дел (3). В том же году Верховная Народная прокуратура КНР возбудила 5811 дел по фактам взяточничества, злоупотребления служебным положением и других преступлений, совершенных работниками правоохранительных органов и чиновниками, исполняющими закон, по этим делам проходят 7067 человек; по фактам незаконного заключения под стражу, применения пыток при допросах и насильственного принуждения к даче показаний, травли и угроз возбуждено 1467 дел (4).
Итак, за последние годы коррупция в правоохранительных органах выросла до очень серьезных размеров. Ее проявлениями являются:
(1) Казнокрадство
Казнокрадством именуются действия работников правоохранительных органов по присвоению общественных материальных ценностей, проходящих через их руки, с использованием своего должностного положения. Казнокрадство работников правоохранительных органов обычно направлено на проходящие через их руки общественные материальные ценности, денежные суммы, полученные в результате штрафов и конфискаций, краденые денежные средства и вещи, денежные средства, внесенные в счет уплаты судебных издержек. Некоторые работники правоохранительных органов присвоили или использовали не по прямому назначению общественных средств на сумму, достигающую нескольких сотен тысяч и даже миллионов юаней, некоторые самовольно присваивали себе часть средств, получаемых от штрафов и конфискаций, конфискованные по закону краденые деньги и вещи, а также плату за судебные расходы. Способы казнокрадства многообразны, например: подделка счетов, фальсификация данных о расходах, самостоятельное открытие банковских счетов и перевод на них государственных средств, перев од общественных средств в личные; некоторые работники при получении штрафов и проведении конфискаций намеренно не выписывают квитанций; некоторые при конфискации краденых денег и вещей не регистрируют какие-нибудь ценные предметы; некоторые не сдают конфискованные деньги и вещи на хранение государству, и многое другое. Практика показывает, что несовершенство законодательной системы и отсутствие механизма строгого контроля позволяет некоторым работникам правоохранительных органов, в т.ч. некоторым руководителям, использовать свои служебные полномочия для достижения личной выгоды.
(2) Взяточничество
Взяточничеством называются такие действия государственных служащих или работников коллективных экономических организаций, при которых они, пользуясь своим служебным положением, вымогают, получают и передают материальные ценности других людей в обмен на благо, которое они творят для этих людей. За последние несколько лет явление взяточничества в правоохранительных ведомствах КНР выражено очень сильно. Некоторые работники правоохранительных органов, бравшие взятки на огромные суммы, понесли суровое наказание по закону, другие подверглись административным и дисциплинарным взысканиям. Хотя с помощью законодательных, административных, дисциплинарных, воспитательных и других общественных профилактических мер удалось несколько умерить размах этого явления, но оно все еще существует. Взяточничество – одна из тяжелых форм проявления коррупции в правоохранительных органах Китая. Оно прямо подрывает образ правоохранительных органов в глазах народных масс, веру в справедливость исполнения законов.
(3) Стремление к наживе и нарушение законодательства

Преступник и его родственники предпринимают различные меры, чтобы преступник избежал уголо вной ответственности и его семья не потерпела ущерба, чтобы преступник избежал уголовной ответственности и его семья не потерпела ущерба, предлагают деньги, дарят ценные подарки, стремятся подкупить и разложить чиновников, исполняющих закон. Стремление к наживе неизбежно влечет за собой нарушение закона. Стремясь к наживе, некоторые исполнители закона злоупотребляют своей властью, тех, кого следует арестовать, не арестовывают, кого надо заключить под стражу, не заключают, кого надо судить, не судят. Дел о доходит до того, что за тяжелое преступление выносится легкий приговор, за легкое преступление не судят вообще, а некоторые исполнители закона даже самовольно отпускают преступников. Когда исполнители закона стремятся к наживе, весы правосудия неизбежно склоняются в одну сторону. В этом случае исполнение закона оказывается несправедливым, а в результате мы не только оказываем попустительство преступникам, позволяем им избежать законного наказания, но и мараем образ правоохранительных органов государства, исполняющих закон, а в конечном итоге это подрывает представление об авторитете и справедливости закона.
(4) Допросы с применением пыток
и насильственное принуждение к даче показаний
Этот вид коррупции предполагает применение государственными чиновниками пыток или видоизмененных пыток к лицам, подозреваемым в совершении преступлений, чтобы принудить их к даче показаний. В практике исполнения закона мы часто сталкиваемся со случаями, когда следователи, прокуроры, судьи, тюремные смотрители и другие исполнители закона, в т.ч. чиновники в сфере промышленности и торговли, сотрудники таможни, налоговой инспекции, применяют противоправные насильственные меры, принуждают к даче показаний лиц, подозреваемых в совершении преступлений (среди последних есть и невиновные). Некоторые подозреваемые подвергаются избиениям, увечьям, некоторые – смерти. Несправедливое обращение с людьми, ошибки следствия вызывают негодование и ненависть народа, приводя к серьезным социальным последствиям. Хотя так поступают лишь немногие блюстители закона. Но влияние их на общественное сознание огромно. Некоторые блюстители закона не желают долго и трудно вести следствие, собирать улики, они торопятся поскорее закончить дело, хотят разом раскрыть его посредством собственных показаний подозреваемого. А если подозреваемый не дает показаний, не признает за собой преступлений, они незаконными мерами принуждают его к даче показаний. В Уголовном кодексе КНР записано, что насильственное принуждение к даче показаний является преступлением. Правоохранительные органы всех уровней предпринимают различные меры, чтобы пресечь и искоренить все формы этого явления, но оно все еще существует.
(5) Создание прикрытия для преступников
Все большая организованность преступности – одна из основных особенностей совершения преступлений в наше время. Проблема организованной преступности в Китае с каждым днем становится все серьезнее. Организованная преступность развилась от преступных шаек 80-х годов к преступным организациям более высокого уровня 90-х годов. В настоящее время организованная преступность стала одним из важнейших факторов, влияющих на общественный порядок в Китае. В Китае серьезная организованная преступность называется «преступностью типа тайных обществ» . Ее основными чертами являются : соединение конспирации в организации и жесткой нормативности в поведении ее членов, соединение скрытности и открытости, законности и незаконности в деятельности такого общества, соединение алчности и хищничества в экономическом характере его деятельности, разлагающего и антиобщественного – в политическом плане. Организованная преступность корнями уходит во все сферы общественной жизни, особенно в экономическую ее сферу. Для своего существования и развития группировки организованной преступности подкупают взятками, разлагают чиновников из правоохранительных и правительственных ведомств, склонных к коррупции, а также вступают с ними в преступный сговор и вместе творят темные дела. Такие чиновники, склонные к коррупции, и становятся прикрытием для организованной преступности.

Меры, предпринимаемые в Китае по борьбе
с коррупцией в правоохранительных органах
В Китае в период перехода от плановой экономики к рыночной явление коррупции в обществе стало важнейшим фактором, влияющим на экономическое развитие и общественный порядок. А коррупция в правоохранительных органах является основным негативным фактором, противодействующим политике построения правового государства, сохранению стабильности и развитию экономики. Китай предпринял целую серию мер и действий по пресечению и искоренению коррупции в правоохранительных органах.
(1) Законодательные меры
В Китае в процессе осуществления политики открытых дверей и экономического развития неуклонно совершенствуется система законодательства. В 1979 году ВСНП принял «Уголовный кодекс КНР». В нем казнокрадство и взяточничество были отнесены соответственно к разряду преступлений против собственности и к разряду служебных преступлений. В 80-е годы преступления, относящиеся к казнокрадству и взяточничеству, становились все серьезнее, чтобы соответствовать требованиям борьбы с этими преступлениями, 21 января 1988 года Постоянный комитет ВСНП принял «Дополнительные статьи о наказании казнокрадства и взяточничества», в этих статьях казнокрадство и взяточничество вновь были отнесены к преступлениям одного разряда. В 1997 году на 5-й сессии ВСНП был принят исправленный «Уголовный кодекс КНР», в котором казнокрадство и взяточничество были ясно отнесены к одному виду преступления, в том числе: казнокрадство, присвоение казенных денежных средств, получение взяток и предложение взятки учреждению, посредничество при даче взятки, предложение взятки учреждением, крупная собственность неясного происхождения, скрытое хранение денежных средств в зарубежных банках, самовольное использование государственной собственности и использование в личных целях денежных средств и вещей, полученных от штрафов и конфискаций и 12 других преступлений (5).
Уголовный кодекс КНР предусматривает суровое наказание за казнокрадство и взяточничество, а за особо серьезные преступления и за преступления, в ходе которых были присвоены особо крупные суммы, предусмотрена смертная казнь (6). Если говорить о уже раскрытых преступлениях, по которым вынесены строгие приговоры, то в этих делах фигурируют суммы в сотни тысяч, в некоторых – в миллионы, и даже в десятки миллионов юаней.
(1) Борьба с коррупцией и поощрение честности
В вопросах борьбы с коррупцией КПК, будучи правящей партией, всегда боролась с коррупцией, в т.ч. с внутрипартийной коррупцией. Для того, чтобы искоренить явление коррупции в обществе, нужно сначала искоренить явление коррупции в правящей партии. Укрепить партийную дисциплину, сделать более строгим управление партией, покарать коррупцию – вот одна из важнейших задач партии Поэтому за последние годы внутри партии набрала силу кампания борьбы с коррупцией и поощрения честности. В 1980 году были приняты «Правила внутрипартийной политической жизни», а в партии был восстановлен орган по надзору за дисциплиной, был усилен контроль за выделением финансовых средств, в то же время были восстановлены исполнительные органы и органы прокуратуры всех уровней. В 1988 году по всем партийным организациям были распространены «Тезисы о честном управлении». После этого была издана целая серия правил о честном управлении. В 1993 году Госсовет принял «Постановление об усилении внимания в отношении некоторых пунктов борьбы с коррупцией», и несколько крупных дел по фактам казнокрадства и взяточничества были успешно раскрыты. В 1994 году 4-й Пленум КПК 14-го созыва принял « Постановление ЦК КПК об усилении партийного строительства по некоторым важным направлениям», в котором потребовал продолжить борьбу с коррупцией, укрепить самодисциплину и порядочность в среде членов партии, руководителей и кадровых работников, выявлять и наказывать нарушителей закона и дисциплины, добиться новых успехов в исправлении неверного стиля, постепенно сформировать здоровый и эффективный механизм надзора. С 1997 года ЦК КПК , ВСНП, Госсовет один за другим издали «Правила дисциплинарных взысканий в КПК (проект)», «Административно-контрольный кодекс КНР», «Некоторые принципы честного управления в среде членов КПК, руководите лей и кадровых работников», «Система внутрипартийной дисциплины из 5-ти пунктов» и еще 8 важных законодательных и нормативных документов. Комитет по контролю за дисциплиной ЦК КПК принял « Постановление о системе регистрации подарков, вручаемых и получаемых работниками партийных и государственных органов в процессе внутригосударственных контактов», «Постановление о декларировании доходов руководителями и кадровыми работниками партийных и политических органов уровня уезда (бюро) и выше» (7). Все вышеперечисленные постановления и меры сыграли активную роль в подавлении коррупции в партии и обществе. Правоохранительные органы всех уровней в соответствии со своей спецификой издали нормативные акты и своды правил, позволяющие бороться с коррупцией в своих учреждениях, развернули воспитательную работу по борьбе с коррупцией, вычистили разложившиеся элементы из партийных, государственных и правоохранительных органов.
(2) Усиление надзора
Коррупция в правоохранительных органах – одно из проявлений коррупции в обществе. Усиление надзора, создание эффективного механизма контроля и сдерживания – во важнейшие меры по предотвращению коррупции. Коррупция – одно из общественных явлений, оно порождается различными социальными факторами и условиями, поэтому, чтобы искоренить коррупцию, необходимо снизить действие и искоренить факторы и условия, порождающие коррупцию. Однако снижение действия и искоренение этих факторов и условий – долговременная задача, которую невозможно осуществить разом. Поэтому проблема коррупции тоже не может быть быстро разрешена, ее решение требует долгой борьбы и усилий. А одной из важнейших мер по решению проблемы коррупции является усиление надзора. Последние годы Китай предпринимает меры по усилению внешнего и внутреннего надзора за деятельностью работников государственных учреждений, совершенствует систему контроля. Например, в партии появилась «Система внутрипартийного контроля», одновременно была введена система контроля со стороны широких народных масс, при которой рассматриваются все сообщения о фактах коррупции. ВСНП и СНП всех уровней усилили контроль за деятельность ведомств, исполняющих закон, государственные исполнительные и правоохранительные органы соответственно учредили принципы честной работы и самодисциплины для государственных служащих и работников правоохранительных органов, приняли систему правил и положений, предусматривающих внутренний и внешний контроль, создали соответствующую организационную систему контроля и надзора, усилили работу по проверке деятельности руководителей и кадровых работников всех уровней накануне оставления ими должности. Кроме того, мы осуществляем надзор за деятельностью государственных служащих с помощью СМИ, общественного мнения, писем и визитов граждан, системы «ящиков доверия» и других способов.
(4) Запрещение правоохранительным органам
заниматься предпринимательской деятельностью
С начала экономической реформы в Китае экономика претерпела быстрое развитие, но одновременно возник вопрос об организации предприятий правоохранительными органами. Возникновение этого явления непосредственно повлияло на справедливость рыночной конкуренции и одновременно повлекло за собой проблему коррупции некоторых сотрудников правоохранительных органов и этим значительно повлияло на репутацию правоохранительных органов. В этой ситуации партия и правительство ясно постановили запретить сотрудникам правоохранительных органов заниматься предпринимательской деятельности, определили стратегические требования: все предприятия. связанные с этой проблемой, отделить от правоохранительных органов, учет доходов от административной и профессиональной деятельности, штрафов и конфискаций и учет расходов проводить отдельно. По состоянию на конец 1998 года правоохранительные органы всех уровней окончательно освободились от этих предприятий и больше не занимаются предпринимательской деятельностью. Эта политика сыграла активную роль в борьбе с коррупцией в правоохранительных органах.
(5) Развертывание идеологической и воспитательной
работы по борьбе с коррупцией
Идеологическое воспитание – предтеча неукоснительного исполнения законов, норм и политической линии. Идеологическое воспитание так же важно, как и общественное мнение. С помощью идеологического воспитания мы можем заставить огромную массу государственных служащих осознать пагубность коррупции для общества и важное значение борьбы с коррупцией. Будучи правящей партией, КПК всегда рассматривала борьбу с коррупцией как одну из важнейших задач по очищению рядов партии. Когда центр тяжести партийной работы был перенесен на экономическое строительство, проблема коррупции стала одной из крупнейших проблем, стоящих перед партией. Поэтому развертывание воспитания широких партийных масс, пропаганды борьбы с коррупцией, наказание коррупции действительно необходимо, нельзя смотреть на эту проблему сквозь пальцы. В последние годы по всей стране развернута пропаганда борьбы с коррупцией, она идет изнутри партии вовне, от государственных служащих в широкие народные массы, но центр этой пропаганды все же приходится на членов партии, руководителей и кадровых работников. Путем воспитания, углубления понимания этого явления, усиления борьбы с коррупцией и повышения ее сознательности развитие коррупции было сдержано.
(6) Повышение профессионального уровня
работников правоохранительных органов.
По статистике за 1982-1997 годы по всей стране издано 324 закона, более 770 нормативных актов, более 5300 местных нормативных актов. Эти законы, нормативные акты и различные системы правил сыграли важную роль в установлении честного управления в Китае. Но в процессе исполнения закона невысокие личные качества работников правоохранительных органов приводят к явлению коррупции. Поэтому повышение правового сознания и профессиональных моральных качеств работников правоохранительных органов является одним из основных путей к достижению справедливого отправления закона и предотвращения коррупции.
На протяжение многих лет мы делали упор не только на степени общего образовании работников правоохранительных органов, но и на специальной подготовке должностных лиц, повышающей их общий человеческий уровень. В Китае действуют 5 специализированных политико-юридических учебных заведений, во всех классических университетах открыты юридические институты или юридические факультеты. Каждый год юридические институты и факультеты выпускают десятки тысяч дипломированных специалистов, кандидатов и докторов наук. И они непрерывно пополняют ряды судей, прокуроров, оперативных сотрудников, адвокатов и других работников юридической сферы. В Китае также проводятся курсы обучения и повышения квалификации работников правоохранительных органов в зависимости от их уровня и ранга с целью повышения профессиональных качеств. Каждое из правоохранительных ведомств имеет собственные высшие и средние профессиональные учебные заведения. Каждый год по плану проводится обучение работников правоохранительных органов всех уровней. Практика показывает, что всеобщее повышение общего человеческого уровня работников правоохранительных органов имеет важное значение для справедливого отправления закона, повышения уровня отправления закона и предотвращения коррупции.
Литература и материалы:
1. Вышеприведенные данные см. «Отчеты о работе Верховного народного суда», «Отчеты о работе Верховной народной прокуратуры».
2. Еженедельник «Ляован» («Обозреватель»), 1988 г., 5 октября, с. 40.
3. См.: Доклад председателя Верховного народного суда Сяо Яна на 2-й сессии ВСНП 9-го созыва.
4. См.: Доклад Гене рального прокурора Верховной народной прокуратуры Хань Шубиня на 2-й сессии ВСНП 9-го созыва.
5. См.: «Уголовный кодекс КНР», вступивший в действие с 1 октября 1997 г.
6. См.: там же.
7. См.: « Установление честного правления, партийная дисци плина и партийные взыскания», выпуск Министерства Общественной безопасности, 1998 г.


• ЗАКОН © 1999-2019 г. (21.10.99) •
Rambler's Top100 Рейтинг.Сопка.Net
 

Fatal error: Call to a member function return_links() on a non-object in /home2/law/public_html/template/footer_nadzor.inc on line 150