23 октября, понедельник
 

Багуцкий А. А.
Преступность иностранных граждан на территории Приморского края: состояние и тенденции

Приморский край граничит с КНР (99% сухопутной границы), с КНДР (1% сухопутной границы) и Японией (морская граница). В этих странах проживает треть населения планеты. В настоящее время только в приграничных с Приморским краем районах проживают 120 млн. китайцев и 22 млн. северных корейцев. На территории края находятся 14 пунктов пропуска через государственную границу, через которые проходят самые большие на Дальнем Востоке потоки иностранных граждан. По данным Управления по делам миграции УВД ПК, через пункты пропуска в Приморском крае на территорию ДФО РФ въезжает до 70% всех иностранных граждан. Только в 2003 году на территорию РФ через пункты пропуска ПК въехало 320302 иностранных гражданина. Основной поток иностранных мигрантов, как и в предыдущие годы, составили граждане КНР – 72,3 % от всех въехавших, Республики Корея – 12,05% и Японии – 3,3%. При этом значительная часть иностранцев въезжает с туристическими и коммерческими целями, а также в качестве рабочей силы. Количество иностранных граждан, въезжающих на территорию РФ через Приморский край, ежегодно растет, и есть основания полагать, что данная тенденция сохранится и в 2004 году. Вместе с тем обращает на себя внимание рост количества незаконных мигрантов, выявленных в пунктах пропуска через государственную границу. Так, в ходе иммиграционного контроля при въезде в РФ в 2000–2003 гг. выявлено и не допущено на территорию России 1184 незаконных мигранта, цель въезда которых не соответствовала заявленной в визе.

Территориальное положение края привлекает не только иностранных инвеститоров, но и криминальные структуры из стран АТР.

На фоне преступности иностранных граждан, в том числе и этнической организованной преступности, в крае наиболее распространенными видами правонарушений являются:

-ввоз наркосодержащих препаратов;

-контрабанда;

-незаконная добыча и переработка биоресурсов;

-незаконная предпринимательская деятельность;

-нелегальная миграция (нелегальный транзит через Приморье).

Увеличение контрабанды наркотиков и сильнодействующих психотропных веществ в Россию в значительной степени затронуло весь Дальневосточный регион. Высокий уровень наркотизации населения обусловлен наличием собственной сырьевой базы наркосодержащих веществ растительного происхождения, наличием транзитных поставок из наркопроизводящих стран СНГ и АТР. Основными поставщиками тяжелых наркотиков (опий, героин) являются граждане Таджикистана и Узбекистана, частично КНДР. Распространение наркотиков в большей части производится лицами кавказской национальности.

Территориальное положение Приморского края привлекает иностранных граждан, имеющих намерения нелегально выехать в Японию и Республику Корея на постоянное место жительства. За последние три года в Приморье было пресечено более 100 попыток выезда граждан Ирана и Турции в Японию. Была задержана группа граждан СРВ, имевших намерения выехать в Республику Корея.

В настоящее время на территории Приморского края проживает 2.166.7 тысяч человек, представленные 118 национальностями. Однако, наибольший оперативный интерес представляют 5 диаспор:


азербайджанская – 11342 чел.(11269 – 2000 г.)


армянская – 8239 чел. (8175)


чеченская – 353 чел. (349)


ингушская – 73 чел. (74)


таджикская – 358 чел. (345)

На данный момент в Приморском крае выявлено 34 этнические преступные группировки:


азербайджанских (19), занимающихся незаконной предпринимательской деятельностью, наркотиками, преступлениями общеуголовной направленности;


армянских (14) - незаконная предпринимательская деятельность, в т.ч. в сфере нефтяной бизнеса и оборота драгметаллов;


чеченских (4) - незаконное предпринимательство, мошенничество, оружие, наркотики, преступления общеуголовной направленности;


ингушских (2) - оружие, преступления общеуголовной направленности;


таджикских (3) - наркотики.


Основной поток граждан КНР хлынул в РФ после подписания 10.01.1992 г. Соглашения между Правительствами РФ и КНР о безвизовом туристическом обмене. В первое время граждане КНР посещали пос. Пограничный, что было связано с близостью населенного пункта к границе, наличием крупнейшего в крае в то время “китайского” рынка и отсутствием налаженных торгово-экономических связей с коммерческими структурами других населенных пунктов.

В конце 1993 - начале 1994 гг. после ликвидации рынка в п. Пограничном основная масса граждан КНР перебралась в г. Уссурийск. Это было обусловлено географическим расположением города, так как он находится в центре Приморского края на пересечении железнодорожных и автомобильных дорог, наличием развитой сети баз, складов и всевозможных хранилищ, пригодных для хранения сельскохозяйственной и иной продукции, а также организацией в городе крупнейшего по сей день на территории Приморского края “китайского” рынка.

С этого времени, с организацией аналогичных рынков, краевой центр стал вторым городом в крае по количеству временно находящихся граждан КНР. Хотя все большее количество граждан КНР в последнее время посещают г. Владивосток исключительно с туристическими целями.

С начала 1997 г. в других городах Приморья также начали создаваться “китайские” рынки, что повлекло за собой рассредоточение китайцев, занимающихся деятельностью данного рода практически по всей территории края.

В настоящее время граждан КНР, прибывающих на территорию Приморского края можно условно разделить на следующие категории:


Туристы, прибывающие не более чем на 10-15 дней, как правило, с апреля по октябрь. В большинстве своем прибывают в г. Владивосток с целью посещения различных увеселительных заведений — казино, сауны, стриптиз бары, либо для общения с представителями деловых и коммерческих кругов края.


Торговцы на “китайских” рынках края, прибывающие на 45 суток по туристическим паспортам в составе туристических групп, либо на более длительный срок по визовым паспортам.

3. Работники совместных предприятий и компаний со 100 % иностранным капиталом: рестораны, казино, торговые фирмы и пр.

4. Сельскохозяйственные и др. рабочие, занимающиеся низко квалифицированным трудом.

5. Прочие, приезжающие в край по личным вопросам: студенты, по гостевым визам, из др. регионов РФ и пр.


Криминологическая характеристика категорий прибывающих граждан КНР.



Официальные туристические группы, состоящие в большинстве своем из ханьцев различных провинций КНР, занимающихся в КНР разнообразной деятельностью, имеющих доход около 800-1000 юаней в месяц. Прибывают в основном в г. Владивосток, что связано наличием относительно развитой сети гостиниц, казино, ресторанов китайской кухни, саун, фирм досуга и пр. Активно пользуются услугами фирм досуга, предоставляющих секс услуги. Как правило, посещают Приморский край однократно.

В силу своей организованности и контролируемости со стороны принимающих туристических фирм Приморского края и сотрудников ПВС, а также кратковременности пребывания на территории края, больших проблем для правоохранительных органов не создают. Правонарушения ограничены нарушениями паспортно-визового режима: проживание не по месту регистрации, несоблюдение сроков выезда. Отмечались попытки уклонения от возвращения в КНР с целью дальнейшего незаконного выезда в третьи страны (США, Канада, Япония, страны Европы). Являются объектами посягательств, как со стороны российских преступников, так и со стороны преступников из числа граждан КНР.

Так, в июле 2000 г. на территории Фрунзенского РОВД г. Владивостока была выявлена и разобщена ОПГ из числа граждан КНР (старший - Лю Чжиган, кличка - “Сяо Ган”). Указанная ОПГ занималась вымогательством в отношении соотечественников - руководителей туристических групп граждан КНР. 7 членов ОПГ выдворены за пределы РФ, о чем информированы правоохранительные органы КНР. Лю Чжигану удалось скрыться.


Категория граждан КНР, прибывших в Приморский край для занятия торговлей на “китайских” рынках края, является наиболее многочисленной и в то же время наименее организованной и контролируемой. Подавляющее большинство въезжающих составляют китайские корейцы из провинции Цзилинь и Хэйлунцзян. Наибольший процент лиц этой категории малограмотные крестьяне, которые у себя на родине испытывают материальные трудности, поэтому за счет челночной торговли пытаются заработать для себя и своих семей средства к существованию. Более крупным бизнесом, как правило, занимаются граждане КНР китайской национальности (ханьцы).

Помимо торговли граждане КНР указанной категории преследуют цель закрепиться в Приморском крае, однако в связи с относительно ограниченными финансовыми возможностями предпочитают делать это противозаконными способами. 1994 - 1996 годы можно считать расцветом туристических фирм Китая, формирующих группы только на ввоз туристов в Россию. Ранее этому в немалой степени способствовали органы государственной власти КНР, не принимая решительных действий карательного характера в отношении туристических фирм, халатно относящихся к своим обязанностям по своевременному возвращению туристических групп и отдельных граждан, возвращавшихся на родину с нарушением сроков пребывания на территории РФ. Помимо этого, начиная с конца 1996 г. китайская сторона прекратила принимать своих граждан без документов, удостоверяющих личность, выдворяемых с территории РФ. Это дало возможность гражданам КНР, въехав на территорию России с целью незаконного постоянного проживания, “потеряв” паспорт, в течении длительного времени уклоняться от выдворения на родину. К 1999 г. в результате многочисленных жалоб российской стороны, как правоохранительных органов, так и органов власти, правительственные структуры КНР начали принимать меры к исправлению существующего положения. Активные меры в этом направлении привели к тому, что к концу 2000 г. процент выезда граждан КНР составил 99,74 % (1999 г. - 99,4 %) от общего количества въехавших на территорию Приморского края.

Одной из основных проблем в этом отношении является сложность выдворения нарушителей за пределы РФ. По решению Генеральной прокуратуры выдворение иностранного гражданина за пределы России может осуществляться только по решению суда. Без указанного решения иностранный гражданин может находиться в приемнике-распределителе не более 48 часов, для установления его личности. Данная ситуация приводит к тому, что при желании граждане КНР могут незаконно находиться на территории Приморского края сколько угодно длительное время. Усугубляют проблему такие факторы: неоправданно мягкие штрафные санкции к нарушителям правил пребывания, ограниченные возможности органов внутренних дел по содержанию задержанных иностранцев и их выдворению в принудительном порядке, отсутствием действенного учета злостных нарушителей паспортно-визового режима, отсутствием конкретной федеральной программы по борьбе с незаконной миграцией.

Указанная категория граждан часто помимо торговли на рынках занимается противоправной деятельностью, связанной в большинстве своем с незаконной добычей и переработкой морских биоресурсов (трепанг, медуза) и продуктов животно-растительного происхождения (женьшень, кедровый орех, лягушка, желчь и пр.). Данная деятельность является серьезнейшей проблемой Приморья. Подобная ситуация стала возможной вследствие низкой эффективности системы контроля со стороны властей и силовых структур края за перемещением китайцев, которыми допускаются многочисленные нарушения правил проживания и перемещения по территории региона, которые в большинстве своем связаны с расхищением природных богатств края. Из числа прибывших граждан КНР в сезон формируются специальные группы для добычи и скупки женьшеня. Ежегодно правоохранительными органами, погранотрядами и группой “Тигр” задерживается значительное количество китайцев-промысловиков, скупщиков женьшеня.

Кроме корня женьшеня китайцы также активно скупают у населения другое ценное лекарственное сырье животного происхождения: панты, струю кабарги, желчь медведя. Добывают в огромных количествах, истребляя, ряд видов распространенных в Приморье лягушек, нанося экологический ущерб краю. В дальнейшем добытое сырье через компании со стопроцентным китайским капиталом, либо через частных перевозчиков контрабандно перевозится в КНР, где большая часть переправляется на юг Китая.

Организованный характер приняла деятельность китайцев, временно находящихся в Приморье и российских граждан по добыче, переработке и контрабандному вывозу в Китай ценного морского продукта - трепанга. В настоящее время районы незаконного промысла трепанга охватывают воды практически всего побережья Приморского края, а сам промысел ведется практически круглый год. Россияне, используя имеющиеся в их распоряжении плавательные средства и оснащение для подводного плавания, хищнически добывают трепанг в огромных количествах, и продают его гражданам КНР для дальнейшей переработки - варки и сушки. Далее переработанный трепанг продается другим китайцам, работающим в каких-либо фирмах и имеющим доступ к международным перевозкам для дальнейшего контрабандного вывоза в КНР автотранспортом. По имеющейся информации финансирование крупных заготовок трепанга осуществляется под контролем китайских триад. Безопасность добытчиков и контрабандный вывоз продукта обеспечивают российские ОПГ, имеющие выходы на сотрудников правоохранительных и таможенных органов, а в отдельных случаях и на военнослужащих погранвойск.

Граждане КНР данной категории часто совершают преступления экономической направленности - обсчет, обвес покупателей и др.


Директора и работники СП и компаний со стопроцентным иностранным капиталом являются одной из наиболее организованных групп, временно находящихся на территории Приморья. В то же время данные граждане КНР имеют обширные связи как с деловыми кругами, так и с властными и правоохранительными структурами, что создает определенные трудности в выявлении преступлений, совершенных ими и в привлечении к ответственности согласно законодательству РФ. Криминальная деятельность весьма их разнообразна. Наиболее часто приходится сталкиваться с контрабандой наркотиков, дикоросов и море продуктов браконьерством, незаконной предпринимательской деятельностью. Вообще, увеличение оборота наркотиков и сильнодействующих веществ в значительной степени затронуло весь Дальневосточный регион. Этому способствовало не только ухудшение экономической и социальной ситуации в России в целом, но и географическое положение, обширные внешние экономические связи, наличие транзитных поставок из стран АТР. Так, начиная с 1993 г. участились случаи изъятия у граждан КНР и РФ партий таблетизированного эфедрина промышленного производства как при прохождении ими таможенного контроля, так и на территории Приморского края. Эфедрин ввозился на территорию края гражданами Китая крупными партиями под видом различных товаров вплоть до 1999 г. С 1999 по 2000 г. количество граждан КНР, задержанных с эфедрином, сократилось до минимума, что было связано с запретом свободного оборота этого вещества на территории КНР. Несмотря на это, неоднократно поступала информация о пребывании на территории Приморского края граждан КНР, связанных с незаконным оборотом наркотиков. В последнее время поступала информация о ввозе китайцами необычно дешевого героина, производимого на юге Китая в районе “Золотого треугольника”, на территории, граничащей с Мьянмой, Лаосом и Вьетнамом.

Контрабанда дикоросов и морепродуктов, закупленных у граждан КНР и РФ, занимающихся их первичной переработкой, осуществляется, как правило, автотранспортом. В контейнеровозах либо оборудуется двойное дно, либо контрабандная продукция укладывается внутрь официального товара, под металл, лес. Таким образом выявить факты подобной контрабанды можно практически только при наличии конкретной оперативной информации. Контрабанда промьппленных товаров и продуктов, направляемых из КНР в адрес торговых компаний на территории Приморья, сводится к перегрузу грузовых автомобилей, осуществляющих транспортные перевозки продукции. Это позволяет занизить пошлину, взимаемую в зависимости от количества груза и соответственно увеличить прибыль.

Также для достижения корыстных целей злоумышленниками регистрируются в крае подставные фирмы - “поставщики” товаров в Россию. Грузы, предназначаемые для российских покупателей, первоначально ввозятся в другие дальневосточные регионы, где нарушители оформляют на товар фиктивные документы, согласно которым их поставщиками становятся фирмы Приморья. После этого товар отправляется в адреса различных российских фирм, также зачастую фиктивных. В результате преступных действий удается уходить от уплаты таможенных пошлин, налоговых платежей, а также расходов, связанных с сертифицированием определенных видов товаров народного потребления. Прибыль, получаемая ими от продажи контрабандных товаров, полностью оседает у таких лиц и используется для осуществления нового витка незаконных импортных операций. Зачастую содействие в контрабандных операциях оказывают работники таможенных органов, в связи с чем, проследить движение товаров через границу возможно только путем его перехвата по пути следования на транспортных магистралях.

Незаконная предпринимательская деятельность заключается в создании небольших производств по переработке сельскохозяйственной продукции (цеха по производству соевых продуктов, консервов), а также по оказанию различных услуг населению (медицинские, переговорные пункты, по ремонту обуви).


Категория сельскохозяйственных рабочих и рабочих по найму с одной стороны характеризуется контролем со стороны приглашающей стороны и компактностью проживания. С другой стороны в силу их низкого уровня образованности нередко возникают конфликты как между самими рабочими, так и между китайцами и российскими гражданами, проживающими рядом со строительными объектами и участками для возделывания сельскохозяйственной продукции. Часто используются китайскими руководителями в личных целях для сбора дикоросов и переработки трепанга.


В силу своей малочисленности данная категория не представляет ощутимых проблем для правоохранительных органов края. Часто пытаются легально остаться в Приморском крае на постоянное место жительства, создав семью с гражданами РФ.


Массовый наплыв граждан КНР, пришедшийся на 1993 г. привел к тому, что за коммерсантами следовали и преступники из числа граждан КНР как корейской, так и китайской национальностей. Эта группа лиц пополнялась уже на территории Приморского края за счет китайцев, которые в силу различных причин лишились средств к существованию.

3а 2002 год на территории Приморского края по линии криминальной милиции было совершено 251 преступление, связанное с гражданами дальнего и ближнего зарубежья (2001 г. - 222), т.е. на 13,1% больше чем за 2001 г. Рост преступлений данного вида обусловлен увеличением на 56,1% тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных иностранными гражданами, из них на 185,2% возросло число выявленных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков (2001 г. – 27; 2002 г. – 77) и на 440,0% преступлений экономической направленности, совершенных в отношении иностранных граждан (2001 г. – 5; 2002 г. – 27).

В 2002 г. в отношении иностранных граждан было совершено 130 преступлений (2001 г. – 112), рост преступлений данного вида составил – 16,1%, из них раскрыто 65,4% (2001 г. - 62,8%), количество тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных в отношении иностранных граждан на 19,4% (2002 г. - 123, 2001 г. – 103), из них раскрыто 65,3% (2001 г. – 60,9%), в том числе убийств - на 166,7%, (2002 г - 8, 2001 г. – 3) раскрываемость составила 66,7% (АППГ – 50,0%).

Как показывает анализ 56,9% тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе 50,0% убийств, совершены в отношении граждан Китая; 12,2% - в отношении граждан Вьетнама, 7,3% - в отношении граждан Кореи и по 4,1% - в отношении граждан Узбекистана, Северной Кореи, Казахстана.

За 12 месяцев 2002 г. на территории Приморского края произошел рост на 23,6% краж, совершенных в отношении иностранных граждан (2001 г. – 55; 2002 г. – 68), раскрываемость составила 70,6% (АППГ – 62,1). Как правило, преступления данного вида совершаются в отношении граждан Китая (66,2%) и граждан Вьетнама (13,2%).

Следует отметить, что при росте, на 100%, разбойных нападений на иностранных граждан (2001 г. – 7, т.г. - 14) произошло снижение с 60,0% в 2001 г. до 53,8% в 2002 г. числа раскрытых преступлений.

Несмотря на снижение числа грабежей с 22 до 16, (- 27,3%). Произошло снижение на 20,0% числа раскрытых. Процент раскрытых преступлений составил 46,7%.

С начала 2003 года на территории Приморского края по линии КМ было совершено 54 преступлений, связанных с гражданами дальнего и ближнего зарубежья (АППГ – 142), т.е. на 62% меньше чем за 5 месяцев 2002 года.

За истекший период 2003 года в отношении иностранных граждан было по линии КМ совершено 31 преступление (АППГ – 65), раскрываемость составила 50% (АППГ – 82,3%). За 5 месяцев 2003 года было совершено тяжких и особо тяжких преступлений – 31 (АППГ – 59), в том числе:

Убийств – 1 (АППГ – 5), раскрываемость 50% (АППГ – 0%)

Ст. 111 – 1 (АППГ – 1), раскрываемость 0 (100%)

Ст. 111 ч. 4 – 1 (0), раскрываемость 0%

Ст. 158 – 12 (32), раскрываемость 46,7% (АППГ – 87,5%)

Ст. 161 –5 (6), раскрываемость 16,7% (АППГ – 80,0%)

Ст. 162 – 7 (4), раскрываемость 55,6% (66,7%)

Как показывает анализ 58% тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе все убийства, совершены в отношении граждан Китая; 16,1% - в отношении граждан Вьетнама, 12,9% - в отношении граждан Южной Кореи.

В течении 5 месяцев 2003 года иностранными гражданами было совершено 19 преступлений (АППГ – 77). Как показывает анализ, 42,1% преступлений, совершенных иностранными гражданами связаны с незаконным оборотом наркотических веществ. В основном (87,5%) преступления данной категории совершены гражданами Азербайджана.

В целях наиболее эффективного раскрытия преступлений, совершенных гражданами КНР, так и в отношении них налажено взаимодействие с сотрудниками УОБ КНР. Были заключены соглашения между УВД ПК и провинциями Цзилинь, Хейлунцзян о сотрудничестве. В г. Суйфуньхэ для этой цели введены 2 должности – “офицер по связи”, через которых решаются вопросы, связанные с розыском преступников, проверкой оперативной информации и т.д.

• ЗАКОН © 1999-2017 г. (21.10.99) •
Rambler's Top100 Рейтинг.Сопка.Net
 

Fatal error: Call to a member function return_links() on a non-object in /home2/law/public_html/template/footer_nadzor.inc on line 150