<% on error resume next set DB=Server.CreateObject("ADODB.Connection") DB.Open "Nadzor","nadzor","kinzmarauli" %> Прокурорский НАДЗОР
Farpost Banner System
Сайт основан: 24.09.99.
Правовой всеобуч Правовой всеобуч Антикоррупционная сеть для стран с переходной экономикой
   

Коррупция и контракты

Для обеспечения функционирования государственных учреждений имеется необходимость в поставке товаров. Поставка как правило осуществляется посредством заключения контрактов. В контрактах (договорах) участвуют две стороны покупатель и поставщик. В связи с поставками для государственных нужд имеется возможны различного рода злоупотребления в том числе и коррупционного характера.

В целях избежания злоупотреблений в Российской Федерации существует правовая база которая нормативно закрепляет препятствия для таких злоупотреблений, однако она не может в полной мере предотвратить проникновение коррупции в процессе поставки продукции для государственных нужд.

Возможные виды таких злоупотреблений:
  1. Прежде, чем контракты будет подписаны и оплачены, покупатель(в лице государственного или муниципального должностного лица, злоупотребляя своим служебным положением) может:
    • предоставить спецификации на поставку определенному продавцу;
    • ограничить информацию о поставках остальным продавцам;
    • предоставить право на поставку единственному продавцу, аргументируя это срочностью поставки;
    • нарушить конфедициальность предложений поставщиков, для единственного продавца;
    • не допустить на предпоставочный конкурс продавцов, по придуманным квалификационным требованиям;
    • получить взятки.
  2. В то же самое время, поставщики, для обеспечения заключения контрактов для государственных нужд, могут:
    • тайно договориться, чтобы согласовать и определить тендерные цены;
    • продвигать пристрастные технические стандарты к продукции или услугам;
    • создавать неправильный подсчет цены поставки;
    • предлагать взятки.
Способы достижения возможностей для злоупотребления:
  1. Наиболее благоприятный способ заключения контракта для продавца - через прямые переговоры без какой бы то ни было конкуренции. Поставки для государственных нужд базируются на конкурентоспособных процедурах, однако есть обычные исключения (о прямых переговорах) - в экстремальных случаях: стихийные бедствия, соблюдения интересов национальной безопасности. При этом существует риск получения возможности для злоупотреблений, возникающих там, где уже есть заключенный контракт, или, когда есть только единственно возможный поставщик.
  2. Но не все контракты с двумя договаривающимися сторонами заключаются с злоупотреблениями. В некоторых случаях, такие прямые контракты могут хорошо соответствовать целям поставки. И тем не менее существуют много причин для возникновения коррупции при их заключении. Например если есть конкуренция, реально существование наиболее предпочтительного поставщика. При существовании утечки информации, знание ценовых возможностей покупателя, за счет разницы предлагаемой цены приводит к уменьшению конкуренции.

  3. Чтобы избежать конкуренции для конкретного поставщика покупатель может устанавливать произвольные требования к квалификации поставщиков, варьируя их таким образом, что бы они совпадали с квалификацией уже предопределенного поставщика. Кроме того такая процедура является гарантом того, что предназначенный поставщик выполнит все контрактные требования. И если эти стандарты и критерии для квалификации произвольные или неправильные, они могут стать механизмом для исключения компетентных, но нежелательных поставщиков. Устойчивые, но нежелательные поставщики, о которых удалось получить информацию о предыдущей деятельности, могут быть эффективно устранены путем приспособления спецификации.
  4. Использование имени, марки и номера модели оборудования от предпочтительного поставщика - факты слишком очевидные, но те же результаты можно достигнуть путем включения специфических требований, которые может выполнить только определенный поставщик.
  5. Конкурентоспособное предложение цены для контрактов может работать только если информация о предложениях остается конфиденциальной, до определения результатов конкурса. Наиболее удобное предрешение результата - для покупателя, нарушить конфиденциальность предложений и назвать цену предпочтительному поставщику, чтобы он подал нижнюю цифру. Механизм этой процедуры прост, особенно если поставщикам не разрешается присутствовать на открытии предложений.

    Конечная возможность в искажении результатов конкурентоспособного предложения цены - в тендерной оценке на этапе сравнения.

  6. Если все делается правильно, тогда происходит объективный анализ каждых тендерных ответов на требования тендерной документации и определение наилучшего предложения. При наличии корыстных намерений по заранее решенному поставщику, оценочный процесс предполагает почти неограниченные возможности, и если нет нормативно определенной процедуры, конкурсная комиссия может изобрести новые критерии для решения что - "соответствует наилучшим образом" и затем субъективно приложить их, чтобы получить необходимые результаты.
  7. Продавцы могут провести любое из описанных выше действий. Кроме того, они могут тайно договориться с другими поставщиками, чтобы решить какой поставщик выиграет контракт и фиксировать цены. И это происходит несмотря на наличие ответственности.
  8. Но наиболее серьезной и дорогостоящей может быть этап после подписания контракта, в течение процедуры исполнения контракта. Покупатель товаров или услуг может:
    • отказываться осуществлять стандарты качества, количества или другие стандарты исполнения контракта;
    • отвлекать поставленные товары для перепродажа или для частного использования;
    • требовать частные преимущества (поездки, школьная плата за обучение, подарки).
    Неразборчивый контрагент или поставщик могут:
    • заменять продукты худшего качества чем было первоначально предложенное;
    • фальсифицировать качество или сертификаты стандартов;
    • предлагать взятки , чтобы сократить обязательства по контракту.
    Если продавцы уплатили взятку или предложили недостоверно низкие тендерные цены для того, чтобы выигрывать контракт, у них имеются шансы чтобы восполнить свои издержки во время исполнения контракта. Инициатива может исходить от любой из сторон контракта, но чтобы получить частную материальную выгоду, требуется активное сотрудничество и соучастие или халатность в исполнении обязанностей другой из сторон.

    Неразборчивые поставщики могут заменить продукты на продукты более низкого качества, чем первоначально требовались. Они могут фальсифицировать количество товаров или качество поставленных услуг, когда они подают требования о платеже и платят взятки, чтобы сократить контроль за поставками. Дополнительно к получению взяток и отказу от осуществления исполнения договора, покупатели могут отвлечь поставленные товары и услуги для частного использования или для перепродажи.

Способы борьбы со злоупотреблениями в сфере государственных поставок.

Что можно сделать что бы исключить коррупцию в сфере поставок для государственных и муниципальных нужд. Одним из моментов является осознание участников этих правоотношений в негативном характере коррупционных отношений. После чего проведение мероприятий направленных на уменьшение или устранение коррупционных связей.
  1. Наиболее мощноее средство борьбы с коррупцией - общественное раскрытие фактов коррупции. Тот, кто обладает информацией о коррупционных связях может проинформировать общественность и создают условия для активизации общественности на борьбу с коррупцией. Если сообщать все неприятные и незаконные детали коррупции, что включает в себя информацию: сколько платят за ту или иную услугу, какие службы вымогают взятки, сколько стоит конкретные действия чиновников, то в результате осознания негативной информации общественностью будут поддержаны меры реформы государственного управления. И государственные чиновники повсеместно могут обнаружить контроль со стороны налогоплательщиков за расходованием общественных фондов. При наглядном представлении перетекания общественных денег в карманы определенных государственных чиновников работающих в конкретных службах может усилиться общественный контроль за этими службами.
  2. Одним из основных направлений реформы по усилению борьбы с коррупцией также является укрепление нормативной базы, начиная с закона о борьбе с коррупцией, имеющего реальные полномочия контролирующих и правоохранительных органов и соответствующие санкции за совершение актов коррупции.
  3. Один из величайших анахронизмов в законах против коррупции относительно поставок для государственных нужд заключается в том, что в большинстве стран несомненно запрещают взяточничество внутри страны, но - поощряют взятничество за границей через налоговые освобождения. В лучшем случае такая позиция доказывается ошибочным утверждением что это необходимо для успешного международного бизнеса; в наихудшем это отражает циничный взгляд этих стран. Из всех развитых стран, только Соединенные Штаты имеют ответственность за подкуп иностранных представителей.

  4. Следующее юридическое требование направленное на борьбу с коррупцией - надежная и последовательная нормативная система, устанавливающая основные принципы и методы, которые должны быть в общественных поставках. Такая система должна устанавливать основные правила поставки для государственных нужд, которые дополняются детальной регламентацией.
  5. Комплекс открытых и прозрачных процедур и методов проведения процесса поставки. Сложность или простота процедур раскрытия зависят от величины и природы товаров или услуги, а именно:
    • описание того что должен быть приобретено;
    • установление честных критериев для принятия решения о выборе;
    • установление органа, принимающий предложения от ответственных поставщиков;
    • сравнение их и определение, наилучшего, согласно предопределенным правилам, для выбора;,
    • награда в виде контрактов на поставку без требований уменьшения цены или других изменений.
    Поставщики для небольших контрактов могут выбираться при помощи очень простых процедур, следующих этим принципам. Тем не менее, основные контракты должны быть сопровождаться формальным конкурентоспособным процессом.

 

<% if Request.ServerVariables("HTTP_USER_AGENT") <> "MAZZY" THEN %> <% END IF %>
© Прокурорский НАДЗОР, 1999-2002. <% if Request.ServerVariables("HTTP_USER_AGENT") <> "MAZZY" THEN %> <% END IF %>
наверх