<% on error resume next set DB=Server.CreateObject("ADODB.Connection") DB.Open "Nadzor","nadzor","kinzmarauli" %> Прокурорский НАДЗОР
Farpost Banner System
Сайт основан: 24.09.99.
Правовой всеобуч Правовой всеобуч Антикоррупционная сеть для стран с переходной экономикой
   

Коррупция и подарки

Взятки могут иметь форму «подарков» в виде - ужина, билета на спортивные соревнования, концерты, престижных часов, доли в компании, праздника за границей, школьных гонораров за ребенка.

Нередко, должностные лица получая от частных лиц или общественных организаций поощрения, не могут или не желают их отплатить , при этом предполагая, что это нормальные отношения с бизнесменами, однако в определенный момент это может перерасти в коррупцию.

Оценка таких подарков зависит от того - насколько дарители могут контролировать поведение должностного лица и насколько это лицо будет действовать независимо в отношении дарителя, и будет ли он отдавать предпочтение дарителю перед другими лицами.

Кроме этого одни подарки приемлемы в одном обществе и неприемлемы в другом, что зависит от обязательств и обычаев в обществе. Неприемлемы такие подарки, которые покрывают все расходы должностных лиц (и их супругов, например весь расход по каким-либо праздникам). Менее очевидны такие вещи как ужин или приглашение на какое-либо торжество; хотя даже на первый взгляд тривиальные подарки могут привести к ситуациям когда чиновник непреднамеренно может быть пойманным в ловушку дарителя. Подарки разграничиваются в обществе в зависимости от размера подарка, после чего наступают какие-либо обязательства для чиновника.

В российской действительности, в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации», принятом Государственной Думой 5 июля 1995 г. и установившем ряд ограничений для государственных служащих, в частности, сказано, что государственный служащий не вправе «получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию» (п. 8 ч. 1 ст. 11). В соответствии со ст. 60 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 12 августа 1995 г. это ограничение распространяется и на муниципальных служащих.

Однако ст. 575 Гражданского кодекса РФ, разрешила государственным служащим и служащим органов муниципальных образований принятие обычных подарков, стоимость которых не превышает пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда, в связи с их должностным положением или в связи с исполнением служебных обязанностей.

Статья 575 Гражданского кодекса не только значительно повышает размер дозволяемого «обычного подарка», не влекущего вообще никакой ответственности как дарителя, так и государственного или муниципального служащего, принимающего дар в связи с должностным положением или исполнением служебных обязанностей, но и не оговаривает каких-либо иных условий правомерности подобных действий (кроме размера подарка). Однако ни о каком подарке нельзя, если это вознаграждение вымогается должностным лицом государственного органа, органа местного самоуправления, государственного или муниципального учреждения под угрозой совершения действия (бездействия), влекущего нарушение законных интересов взяткодателя, или путем умышленного поставления последнего в такие условия, когда он вынужден вручить «подарок» для обеспечения своих правоохраняемых интересов.

Нельзя считать подарком и вознаграждение, переданное должностному лицу в качестве подкупа, определяющее его соответствующее служебное поведение, а также вознаграждение, врученное должностному лицу как благодарность за совершенное им незаконное действие (бездействие).

Таким образом, по мнению профессора А.Б.Волженкина, «обычный подарок», не влекущий никакой ответственности как для должностного лица, его принявшего, так и для вручившего подарок лица, отличается от взятки не только относительно небольшим размером. Независимо от размера получение должностным лицом и передача ему незаконного вознаграждения в связи с должностным положением или в связи с исполнением служебных обязанностей нужно расценивать как взяточничество в следующих случаях: 1) если имело место вымогательство этого вознаграждения; 2) если вознаграждение (или соглашение о нем) имело характер подкупа, обусловливало соответствующее, в том числе правомерное, служебное поведение должностного лица; 3) если вознаграждение передавалось должностному лицу за незаконные действия (бездействие).

Следует иметь в виду и ситуацию продолжаемого преступления, когда взятка передается по частям, каждая из которых не превышает пяти минимальных размеров оплаты труда. Естественно, что в таких случаях совершается единое преступление, а не неоднократные «обычные подарки» должностному лицу. Единым продолжаемым преступлением - получением взятки - следует считать также систематическое получение материальных ценностей или выгод от одних и тех же взяткодателей за общее покровительство или попустительство по службе, если общая стоимость «подарков» превысила пять минимальных размеров оплаты труда.

Соглашаясь с этими утверждениями А.Б.Волженкина необходимо отметить, что также недопустимо декриминализировать получение должностным лицом в связи с должностным положением или в связи с исполнением служебных обязанностей «подарков», стоимость которых не превышает пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда при отсутствии вымогательства этого вознаграждения; обусловленное вознаграждением должностного лица за законные действия (бездействие).

В конструкции уголовно-правовой нормы, предусматривающей ответственность за получение и дачу взятки одним из элементов является наличие интереса взяткодателя. Так в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 30.03.90 года N 3, указано что «суд должен выяснить и отразить в приговоре, за выполнение или невыполнение каких действий в интересах взяткодателя должностным лицом получена взятка. При этом необходимо иметь в виду, что ответственность за взяточничество наступает независимо от того, когда вручена взятка - до или после совершения действия или бездействия, выполнены ли какие-либо действия в интересах взяткодателя». Согласно статьи 572 Гражданского кодекса, по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу, либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.

Исходя из диспозиции ст.572 ГК при передачи подарка должен отсутствовать интерес дарителя, иначе договор на признается как договор дарения, и на него не распространяется новеллы ст.575 ГК о пяти минимальных размеров оплаты труда .

Исходя из изложенного, «обычный подарок» должностному лицу, полученный в связи с должностным положением или в связи с исполнением служебных обязанностей, стоимость которого не превышает пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда,, при отсутствии вымогательства этого вознаграждения; обусловленное вознаграждением должностного лица за законные действия (бездействие), может признан таковым только при отсутствие интереса дарителя в выполнении или невыполнении каких-либо действий должностным лицом.

Интересным в связи с рассматриваемой проблемой будет изложение государственным советником налоговой службы III ранга Е.М. ВОЛОВИК американского опыта регулирования проблем получения подарков должностными лицами. Если американскому налоговому инспектору, проводящему проверку в маленьком кафе, предложат чашку чая с пирожным, он должен отказаться, несмотря на то что по закону имеет право принять такое угощение. Однако это может быть истолковано проверяемым как готовность принять и другие подношения. Чтобы не искушать судьбу, инспекторам в таких случаях рекомендуется захватить с собой небольшой завтрак.

В США существует любопытный документ, название которого можно перевести примерно так: "Стандарты этичного поведения государственных служащих". Эти своеобразные правила поведения чиновников помогают им ориентироваться в подобных ситуациях. Более того, в государственных учреждениях США существуют специальные подразделения служебной этики, работники которых помогают сотрудникам решать нестандартные проблемы этического характера.

Итак, как предлагается американскому чиновнику поступить с подарком? Если он получил его от лица или организации, имеющих деловые отношения с учреждением, в котором работает чиновник, он должен отказаться от подарка (понятие "подарок" в данном случае эквивалентно нашему термину "вознаграждение").

Принять подарок можно, если:
  • его цена не превышает 20 долл.;
  • он получен из-за рубежа и его стоимость не превышает 225 долл.;
  • подарком является приглашение на крупное мероприятие;
  • он преподносится в личном порядке;
  • это почетная награда или звание;
  • он поступил от политической организации.
Как правило, чиновник должен воздерживаться от подарков своим руководителям по службе и не должен брать их от своих сотрудников, зарабатывающих меньше него. Все сказанное не относится к обычным знакам внимания или особым случаям (например, подарок сослуживцу к свадьбе).

С другой стороны, подарками не являются: продукты питания ассортимента буфетного обслуживания (безалкогольный напиток, чай, кофе, булочка и т. д.); поздравительные открытки, значки, представительские сувениры малой стоимости; призы и другие вознаграждения участникам соревнований; дары в натуральной форме, которые учреждение принимает в соответствии с выполняемыми им функциями.

Американскому чиновнику запрещается принимать подарки через третьи лица или организации. Например, он будет наказан, если вскроется факт передачи подарка его родственнику (родителям, жене, ребенку), о котором он знал заранее. Любопытно, что чиновник будет наказан и в случае, когда подарок передается в указанную им благотворительную организацию, за исключением случаев, когда подарок представляет собой скоропортящийся продукт или гонорар, пожертвованный благотворительной организации.

Разумеется, правила поведения этим не ограничиваются. Отделами этики американских учреждений предусмотрены инструкции практически на все случаи жизни.

В США дарением считается не только любая форма денежного вознаграждения, но и "оказание любезности, оплата товара или услуги со скидкой, предоставление возможности участия в образовательных программах, возмещение понесенных расходов". Таким образом, можно сказать, что дарение в США в широком смысле - это в той или иной степени неэквивалентный обмен деньгами, товарами или услугами с государственным служащим, т. е. такое действие или ситуация, когда чиновник получает от постороннего для учреждения лица или организации больше, нежели это стоит.

Если чиновник заплатил за полученный предмет или услугу в соответствии с их рыночной стоимостью, то в данном случае речи о подарке не идет и такая ситуация в США никого не интересует. Кстати, под рыночной стоимостью американцы понимают розничную цену покупки. Если чиновнику не известна рыночная стоимость полученного предмета, он может отталкиваться от розничной цены аналогичного предмета такого же качества. Если же чиновник получил, например, талон на посещение ресторана, билет на развлекательное мероприятие и т. п., то рыночной стоимостью подарка в этом случае считается нарицательная стоимость талона (билета).

Как уже указывалось, чиновник может принять подарок, рыночная стоимость которого единовременно не превышает 20 долл. В случае превышения стоимости чиновник не имеет права компенсировать это превышение дарителю деньгами и оставить подарок у себя. Отметим, что суммарная стоимость дарений от одного лица, сделанных в течение одного года, не должна превышать 50 долл.

Если чиновник США получает от своего руководства задание выступить с докладом на конференции или другом мероприятии в качестве эксперта от имени учреждения, в котором работает, он может принять предложение о бесплатном участии в мероприятии в день выступления, если оплату за него вносит спонсор. Если принято решение, что учреждение США, в котором работает чиновник, заинтересовано в присутствии своего сотрудника на том или ином мероприятии, что может способствовать осуществлению интересов или реализации планов работы учреждения, то чиновник может принять дарение спонсора в виде бесплатного участия в соответствующем мероприятии (при условии, что оно является публичным). Бесплатное участие заключается в полном или частичном освобождении от организационного взноса, от платы за питание, культурную программу, папку материалов для участников. Вопрос об оплате проезда к месту проведения мероприятия за счет его спонсора должен решаться отдельно. Ситуация, когда выбор участника мероприятия и оплату за него проводит спонсор, исключает участие чиновника в мероприятии.

Что касается обмена подарками между сотрудниками одного учреждения, то чиновник не имеет права прямо или косвенно (через третье лицо) делать подарок или взнос на его приобретение, если подарок предназначается для вышестоящего лица. Кроме того, чиновник не имеет права обращаться к сослуживцу с просьбой сделать взнос на подарок своему начальнику или начальнику сослуживца.

С другой стороны, работник государственного учреждения также не имеет права прямо или через третье лицо получать подарок от сослуживца, заработная плата которого меньше его. Подарок в этой ситуации можно принять, если дарящий сослуживец не является подчиненным или если два сотрудника давно находятся в дружеских отношениях. Подарок может быть преподнесен и принят, если имеют место свадьба, рождение ребенка, болезнь, отставка, перевод на другую работу, уход на пенсию. Однако в любом случае начальник не может вымогать подарок у подчиненного. В данном случае сотрудник считается подчиненным для всех лиц, занимающих более высокое по сравнению с ним положение.

В тех же особых случаях сотрудник может обратиться к коллегам с просьбой о добровольных взносах на подарок вышестоящему лицу и сотрудники могут пойти на это. Добровольность денежных взносов означает, что их сделали без насилия и принуждения. Денежный взнос не является, к примеру, добровольным, если его размер определяет не вносящий, а кто-то другой. С другой стороны, взнос считается добровольным, если сотрудник, для того чтобы присутствовать на мероприятии, вносит свою часть общей суммы. Любая просьба внести деньги на подарок вышестоящему служащему должна сопровождаться пояснением, что сотрудник волен внести меньшую сумму или не давать ничего, за исключением случаев, когда оплата подарка включена в стоимость какого-то мероприятия (обеда, приема и т. п.).

 

<% if Request.ServerVariables("HTTP_USER_AGENT") <> "MAZZY" THEN %> <% END IF %>
© Прокурорский НАДЗОР, 1999-2002. <% if Request.ServerVariables("HTTP_USER_AGENT") <> "MAZZY" THEN %> <% END IF %>
наверх