<% on error resume next set DB=Server.CreateObject("ADODB.Connection") DB.Open "Nadzor","nadzor","kinzmarauli" %> Прокурорский НАДЗОР
Farpost Banner System
Сайт основан: 24.09.99.
Правовой всеобуч Правовой всеобуч Антикоррупционная сеть для стран с переходной экономикой
   

 

Право и экономика

Право является регулятором общественных отношений, в том числе и экономических. В свою очередь экономика тесно связана с правом и оказывает влияние на его развитие. При несоответствии экономическим условиям правовые нормы, как правила поведения, реализуются в обществе с нарушением «равной меры общественных отношений». Происходит разбалансировка общественных отношений, что в конечном счете приводит к упаду экономики.

С точки зрения права сферы правового регулирования проблем борьбы с коррупцией и правовое регулирование в сфере экономики, с первого взгляда, лежат в разных областях права, борьба с коррупцией в области публичного права, а экономические отношения - частного права. Однако эти «условные» правовые категории в регулировании экономических отношений и запрещение коррупционных правонарушений взаимосвязаны.

Еще римские юристы делили право на частное и публичное. Публичное право то, которое имеет в виду интересы государства, а частное, которое имеет в виду интересы частного лица. Частное и публичное разделяются по способам регулирования правовых отношений. В одних областях государственная власть предписывает гражданам, во имя общего государственного порядка, обязательное для них поведение для определенного момента и при определенных условиях. Сюда относятся все отрасли права публичного - право государственное, уголовное, финансовое и т.д. В области же права частного или гражданского государственная власть воздерживается от непосредственного и властного регулирования отношений; здесь она предоставляет регулирование множеству самостоятельных единицы, которые выступают как субъекты права. Такими субъектами прав в большинстве случаев являются отдельные индивиды - люди и различные искусственные образования (объединения или учреждения, так называемые лица юридические).

Все эти субъекты права предполагаются носителями собственной воли и собственной инициативы, и именно им предоставляется регулирование взаимных отношений между собой. Государство не определяет эти отношения принудительно, а лишь занимает позицию органа, охраняющее то, что будет определено другими.

Функция охранения частных интересов в свою очередь определяется публичным правом. Согласно частному праву лицу не предписывается стать собственником, наследником или вступить в брак, все это зависит от него самого или иных частных лиц, но государственная власть охраняет то отношение, которое будет установлено частными лицами. Если же она и дает определения, то лишь на тот случай, если частные лица почему-либо своих определений не сделают, то есть в дополнение чего-либо недостающего.

Так, например, на случай отсутствия завещания государство определяет порядок наследования по закону. Вследствие этого нормы частного права имеют не принудительный, а лишь восполнительный характер и могут быть отменены или заменены частными определениями (диспозитивные нормы права в отличии от принудительных норм).

Тем не менее, несмотря на правильность разграничения публичного и частного права, трудно провести точные границы между областями права, так как начиная с самых ранних исторических эпох, в области права происходили самые разные изменения, в результате которых в одной области право частное сменялось публичным, в другой публичное частным. Так например, известно что в древнейшую эпоху только что зарождавшаяся и еще слабая государственная власть не вмешивалась в ту область, которая составляет в наше время сферу уголовного права, предоставляя пострадавшим самим расправляться со своими обидчиками. И наоборот, разрешение в положительном смысле вопроса об отделении церкви от государства переносит многие отношения из сферы права публичного в сферу права частного, ибо удовлетворение религиозных потребностей предоставляется частным союзам верующих, которые и должны регулировать свои отношения путем своих частных соглашений.

Становление коррупции в стране негативно влияет на развития экономики. Так как при проникновении коррупции во многие структуры государственного управления возможен рост стоимости различных товаров, большая вероятность увеличения долга страны, что ведет к уменьшению требований к стандартам как товаров, так и технологий, поскольку коррупционерам выгодно увеличение капитала, а не увеличение рабочей силы при производстве.

При привлечении инвестиций, из-за коррупции, общая цена инвестиционного проекта может увеличивается на 10-20% за счет коррупционных взяток, а иногда и на все 100%, когда решаются проблемы по нецелесообразному и непроизводительному инвестиционному проекту.

Коррупция в органах государственной власти также ведет к экономической неэффективности и неоправданным расходам из-за своего влияния на распределении фондов, продукции и в сфере потребления. Прибыль, полученная через коррупционные связи, в основном, не передается в инвестиционный сектор, а используется в секторе потребления или передается в иностранный банковской сектор, что влечет за собой утечку капитала из экономики страны.

Кроме того, коррупция генерирует несправедливое распределение, разрешая наименее эффективному контрагенту, но имеющему возможность подкупать чиновников, быть получателем государственных контрактов. И поскольку затраты на взятку включаются в цену произведенного товара или услуги, в целом требования к продукции уменьшается, в следствии чего структура продукции ухудшается и падает потребление товаров и услуг. Таким образом общее негативное влияние коррупции на экономику состоит в уменьшении общего благосостояние народа.

Виды влияние коррупции на экономику:
  • Продажность чиновников служит основанием к отрицательному отношению населения к результатам всех реформ правительства ;
  • Коррупция затрудняет работу частного сектора из за того, что возникает необходимость нести затраты на взятки, не вкладывая их в инвестиции
  • Коррупция повышает цену государственного управления (налогоплательщик должен оплачивать несколько раз одну и ту же услугу (выплачивая налоги и оплачивая взятки должностным лицам для совершения конкретных положительных действий);
  • Если коррупция приобретает форму вымогательства, она уменьшает социальные общедоступные ценности для населения;
  • Коррупция оказывает влияние на административное управление в стране. Продажность служащих разрушает нравственные критерии должностных лиц, которые должны придерживаться высоких этических стандартов (каждый человек спрашивает себя почему он должен быть единственным хранителем морали);
  • Коррупция в правительстве влияет на восприятие населением легитимности правления и формирует негативное отношение как к законности издаваемых правительством нормативных актов, так и к законности действий правительства;
  • Если известные политики и высшее должностные лица используют свои публичные возможности в целях личного обогащения, то остальные должностные лица и население в целом не видят для себя сдерживающих факторов для личного обогащения;
  • Коррупция влияет на отношение населения к непопулярным решениям, которые могут быть направлены на стратегическое улучшение в стране, в связи со складывающимся убеждением, что продажный чиновник или политик действует в личных интересах и маловероятно, что он работает на процветание страны;
  • Коррупция, устанавливает несправедливость в обществе, что неизбежно ведет к судебным делам и клеветническим высказываниям, затрагивающим даже честных чиновников, которые на этой волне всеобщих компроматов могут подвергаться шантажу в целях благоприятствования экономическим интересам определенных лиц;
  • Наиболее распространенные формы коррупции в некоторых странах ( неконтролируемая возможность быстрого обогащения или крупные вознаграждения) - вызывают для должностных лиц необходимость решать вопросы, рассматривая их с точки зрения личного обогащения, а не общественных потребностей.

      Области государственной деятельности наиболее уязвимые на коррупции: общественные поставки; распределение земли; доходные сборы; назначения на государственные и муниципальные посты. Приемы коррупционных связей в этих областях во многих странах не отличаются друг от друга - это клановые объединения, семейные участники и родственники, взносы в политические кампании, включение сумм взяток в цены государственных контрактах (заключая при этом субконтракт консультирования); мошенничество всех типов. Продажные чиновники берут проценты от сумм государственных контрактов, которые им часто платят переводя деньги на счет в иностранном банке, или представляя иные услуги , например обучение детей в иностранных учебных заведениях. Чиновники сокращают государственное управление некоторых секторов экономики, чтобы через посреднические компании оказывать там свои услуги в качестве консультантов. При заключении каких-либо договоров часто используются зарубежные поездки, с выплатой произвольных командировочных расходов, превышающих нормативы.

      При попустительстве со стороны правитетельства в области налогооблажения ее представители могут угрожать, что в случае не выплаты взяток будут наложены финансовые санкции или будет введен дополнительный налог. В этом случае сумма взятки оказывается намного меньше штрафных санкций. Представители, владеющие правами взимания лицензий или сборов, требуют взятки для ускорения процесса их оформления. Лица уполномоченные по сбору финансовых средств требуют взяток от своих подчиненных для передачи их вышестоящим должностным лицам.

      Коррупция развивается в основном в таких системах государственного управления, где с одной стороны, имеются многочисленными неурегулированные законодательными актами проблемы, и монопольные права исполнительной власти или правительства с другой.

      При плановом хозяйстве, где многие цены ниже рыночных, взятка может повлиять на распределение дефицитных товаров и услуг. При этом чиновники дополнительно создают проблемные места как пути извлечения взяток.

      Чиновники могут создавать препятствия и менять условия. Фундаментальная проблема существования коррупции в таких условиях не просто существование управляемых цен установленных ниже рыночного уровня, а в монопольных функциях государственных представителей, которым не угрожает выход более эффективного и дешевого конкурента.

      Состояние экономики при Советском управлении государством дало должностным лицам возможность эксплуатировать должностное положение в личных целях. Коррупция была всеобщей, поскольку провозглашенная борьба со взяточничеством не поддерживалась беспристрастной юридической системой. Взамен этого, решения по осуждению конкретного чиновника выносились вышестоящими лицами, как ведомственной, так и партийной принадлежности, и имели под собой интерес лица, принимающего решение. Подчиненные же не могли обратиться к закону для защиты своих прав. Система была не просто жесткой, а произвольно жесткой. Нерациональность требований вышестоящего руководства (в основном партийного) часто шли вопреки закона. Широко распространенный принцип соучастия в продажных сделках, круговая порука становилась методом общественного управления. Выявленные случаи коррупции часто использовались, чтобы наказать инакомыслящих, не улучшая функционирование государственного управления в целом.

      В связи с появлением конкурентоспособности и рыночных отношений должен снизиться монополизм власти, что в свою очередь приводит к улучшению ситуации в области Согласно предположению «рыночников» , незаконная взятка преобразуются в юридическую рыночную цену, и уровень монопольных арендных плат упадет. Но это к сожалению не происходит коррупция и беззаконие стали безудержными и в возникающей рыночной экономике. Рассказы о ситуации 1920 в США приводятся, чтобы оправдать этим «переходный этап», который должен смениться стабильными этапами капитализма. Опасность, в этих утверждениях, в том, что коррупция может стать настолько широко распространенной, что она будет в состоянии подорвать и уничтожить этот переходный этап. Даже если коррупция соответствует этапу экономических реформ при некоторых условиях, это не подразумевает, что она улучшает эти реформы или, что это не имеет других негативных политических и общественных последствий.

      В течение переходного периода, если ценам разрешают достигнуть рыночных уровней, никто не должен оплачивать взятки, чтобы получить какие-либо выгоды по поставкам. Приватизация как процесс может первоначально быть источником продажной деятельности должностных лиц, хотя и уменьшает коррупцию, уменьшая государственное участие в экономике.

      Следовательно, основной источник коррупции не - твердость системы борьбы с нею, а неопределенность, окружающие это. Переходному этапу реформ недостает как нормативной базы, так и прочности административных и политических структур.

      Население, живущее во время реформ, теряет веру в структуру государственного управления. В такой неблагоприятный период , граждане и деловые люди просто выходят из сферы легальной экономики и полагаются на организованную преступность, чтобы обеспечить защиту свой собственности и конкурентоспособности. Коррупция в следствии этого может быть механизмом для зарождения общественного мнения о другом пути развития. Управление экономикой государством становится не просто слабым, а несоответствующим целям управления экономикой. Конечный результат такого разрушительного воздействия может быть возрастание общественного давления, направленного на ограничение роли рынка и возвращения плановой экономики.

      Если устойчивость плановой экономики облегчала коррупцию в прошлом и нестабильность управления способствует этому в настоящем, какие мероприятия необходимы? Несмотря на драматические изменения в управлении экономикой, которые произошли на переходном этапе, существует важное препятствие: недоверии населения правительству. Решить эту проблему можно реформой законодательства и установление «прозрачных» прав и обязанностей всей государственной системы управления экономикой. Необходимо провести либеральные изменения во всех областях этого управления, уменьшая при этом стимулы для взяточничества и устраняя субсидии, торговые ограничения, и льготные поставки для государственных потребностей. Для этого необходимы законы регулирующие правовые отношения в области загрязнения окружающей среды, охраны труда, защиты потребительского рынка, рынка финансов и ценных бумаг, обеспечения социальной защищенности малообеспеченных слоев населения. Это новое законодательство должно разрабатываться, с целью избежания существования стимулов для коррупции, установление открытости и гласности государственного управления, для избежания злоупотребления. Однако одни рыночные преобразования не могут решить все проблемы; структурные и моральные реформы также должны быть частью решения.

      Компетенция и целостность в организации поставки для государственных нужд способствуют среди поставщиков и контрагентов, принципа формирования наилучшего предложения, что в свою очередь ведет к лучшему исполнению поставки. С поставщиками которые отказываются соблюдать высокие стандарты отчетность и справедливость при таких условиях не будут устанавливаться торговые отношения.

<% if Request.ServerVariables("HTTP_USER_AGENT") <> "MAZZY" THEN %> <% END IF %>
© Прокурорский НАДЗОР, 1999-2002. <% if Request.ServerVariables("HTTP_USER_AGENT") <> "MAZZY" THEN %> <% END IF %>
наверх