<% on error resume next set DB=Server.CreateObject("ADODB.Connection") DB.Open "Nadzor","nadzor","kinzmarauli" %> Прокурорский НАДЗОР
Farpost Banner System
Сайт основан: 24.09.99.
Правовой всеобуч Правовой всеобуч Антикоррупционная сеть для стран с переходной экономикой
   

Право и нравственность.

Право и нравственность в регулирование общественной жизни имеют свои особенности и различия. Как право так и нравственные принципы - это правила поведения людей в обществе. Право обладая нормативной определенностью и обладает принудительной силой государства для соблюдения гражданами правил поведения. Нравственные же нормы не имея формальной определенности правил поведения обеспечивается

Нравственность, этика - система норм, правил поведения, которые сложились в обществе на основе традиционных духовных и культурных ценностей, а именно представлений о добре, чести, достоинстве, долге, совести, справедливости и так далее;

Отступление от нравственных норм на волне отказа от коммунистических норм морали и нравственности, послужило толчком к общей нравственной беспринципностью нашего законодательства и правоприменительной практики.

Проблема наличия либо отсутствие сдерживающих нравственных принципов заложенных в законодательные акты особенно актуально для российского законодателя. На протяжении все истории развития российского законодателя, начиная с влияния ранних Византийских христианских норм на становление Кормчей книги и заканчивая наличием ст.6 в Конституции СССР о роли КПСС, прослеживалось влияние общих идеальных норм в регулировании реальных общественных отношений.

Сложно сделать вывод о том, что было ли положительным или отрицательным это влияние на регулирование всех общественных отношений, однако отсутствие такого сдерживающего фактора в настоящее время отрицательно сказывается на вопросы правового регулирования борьбы с коррупцией. Несмотря на несоответствие общих идеальных норм реально складывающимся правоотношениям, нормы права отягощенными общими моральными и нравственными запретами, имеющими нормативный характер реально влияли на уровень коррупции в стране.

Данное влияние прослеживалось в вопросах наличия ответственности (как правовой так и вне правовой), и правоприменительная практика решения вопросов ответственности за совершение антинравственых и антиморальных проступков.

В российской действительности, в отличие например западного подхода отграничения светской власти от духовной, и от восточного, где многие вопросы государственного управления решают духовные власти, идеальные нормы нравственности и морали, как духовные (христианства) так и коммунистические в период СССР, трансформировались в нормативные акты светского управления государства. Правоприменение которых ( с точки зрения борьбы с коррупций в органах власти) осуществлялась органами наделенными специальными полномочиями дисциплинарного характера. В Российской империи это было, например, Дисциплинарное высшее присутствие в составе Сената, в компетенцию которого входило рассмотрение дисциплинарных дел в отношении судей и прокуроров, в Советский период этим органом была КПСС, и ответственность членов КПСС ( при назначении на все государственные должности принадлежность к КПСС была обязательна) по партийной линии путем наложения дисциплинарных взысканий (вплоть до исключения из членов партии, что автоматически означало увольнением с должности).

Становление демократических государств и сопровождавшее при этом образование общественных институтов контроля за моральным обликом государственных чиновников положительно сказывается на уровень коррупции в странах западной ориентации. В постсоветской России такие институты общественного контроля находятся в процессе становления ( см. журналисты и нравственность) и пока к сожалению не могут оказать реальное воздействие на государственный и муниципальный аппарат власти. Достаточно редки, например, случаи когда высокопоставленные чиновники, уличенные в неблаговидных поступках добровольно заявляли о своей отставке.

В связи с чем, в целях повышения нравственного уровня в обществе направленного на борьбу с коррупцией возможны различные решения в основе которых должны лежать принципы как общественного контроля за чиновниками с одной стороны, так и наличие независимых от ведомственной принадлежности структур, наделенных полномочиями по вынесению дисциплинарных наказаний всем, без исключения, должностным лицам. В эти структуры сотрудники должны избираться на основе всеобщего равного избирательного права наиболее достойные представители общества.

 

<% if Request.ServerVariables("HTTP_USER_AGENT") <> "MAZZY" THEN %> <% END IF %>
© Прокурорский НАДЗОР, 1999-2002. <% if Request.ServerVariables("HTTP_USER_AGENT") <> "MAZZY" THEN %> <% END IF %>
наверх